Михаил Назаренко (petro_gulak) wrote,
Михаил Назаренко
petro_gulak

Category:

Постколониальное

У Марка Павлишина есть хорошая статья "Казаки на Ямайке: постколониальные черты современной украинской культуры" (русский перевод - не во всем точный - вот тут, в PDF); не хочу и не буду вдаваться в споры о (не)колониальном статусе Украины в Российской империи / СССР, но вот признаки колониализма в культуре, которые определяет Павлишин, приведу (в собственном беглом переводе). Потому что так оно и есть.
"Нам полезно рассматривать колониализм как идеологию, которая влияет на людей и институции таким образом, что те принимают имперскую структуру доминирования в качестве нормальной и своим поведением ее усиливают". Четыре стратегии:
1. "Культурный колониализм создает иерархии ценностей, которые придают наивысшую ценность товарам культуры-доминатора. Пушкин - это культурная икона даже в Таджикистане. Вершина успеха в культурной сфере - это публикация или выставка во всесоюзной столице или рецензия в "центральном" журнале".
2. (Со ссылкой на Х.Бхабха.) "Культурный колониализм распространяет миф об универсальности колонизатора, с которой якобы резко контрастирует ограниченность, провинциальность и местная идеологичность колонизированного".
3. "Культурные институции империи функционируют так, что ее центр становится известным и ценным для внешнего наблюдателя, а колонии остаются почти невидимыми. А если они в определенных условиях, под определенным контролем и становятся видимыми, то, главным образом, в формах местной экзотики".
4. "Культурный колониализм культивирует историографические мифы, а в советском варианте особенно важен миф, унаследованный от царской империи, о благотворном и исторически плодотворном присоединении к империи всех ее составных частей, который в вульгарной форме известен как миф о "старшем брате"".
Павлишин противопоставляет монологичный и авторитарный "антиколониализм" ("советский-антисоветский, какая разница?") - полифоничному "постколониализму", который использует все наследие прошлого и играет с ним, выстраивая новые модели и структуры. Поскольку статья 1994 года, то главный положительный пример - Андрухович, который 17 лет спустя оказался вполне "антиколониален". А вот Лесь Подервьянский - это самое оно и есть.
Tags: ruthenia
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments