"...Но, когда соединенные войска приступили к самой Москве, когда козаки пробились уже к Арбатским воротам и выломали петардою ворота Острожные, раздавшийся в Москве звон утренних колоколов, по мнению одного из наших "ученых", заставил козаков сотворить крестное знамение и прекратить приступ*.
* Это мнение заявил покойный М. А. Максимович, один из бездарнейших людей, когда-либо бравшихся за перо литератора. Я бы прошел молчанием эту нелепость, в числе множества других, которыми полны наши исторические сочинения, эти сборники келейных и кабинетных легенд, но она представляет факт характеристический: она явилась в 1850 году под пером бывшего ректора Киевского университета и члена разных ученых обществ (в том числе Общества Истории и Древностей Российских). Возможность появления в печати такой монографии Сагайдачного от имени заслуженного деятеля науки, какая напечатана Максимовичем в "Киевлянине" 1850 года, определяет уровень нашей историографии вообще. Это говорится не в укор добрым трудолюбцам, а в напоминание: что пора нам оставить кумовство в литературе и взяться за историю посерьезнее".
Это я к чему? Это к тому, что в апрельском "Новом мире" напечатана очередная колонка Т. Кохановской и М. Назаренко с оптимистичным заглавием "Два украинца - три гуманитария". Кулиш актуален, как всегда.