"В России периодические издания не суть представители различных политических партий (которых у нас не существует) и правительству нет надобности иметь свой официальный журнал; но тем не менее общее мнение имеет нужду быть управляемо" (А. С. Пушкин, 1831).
"Нет, милости не чувствует народ: / Твори добро — не скажет он спасибо; / Грабь и казни — тебе не будет хуже. — Сия тирада произведет неприятное впечатление. У нас еще не привыкли, чтобы каждый герой романа говорил своим языком без возражения вслед за его умствованием. Предоставлять каждому читателю возражать самому — еще у нас не принято, да и публика наша для сего не созрела" (Ф. В. Булгарин, внутренняя рецензия на "Бориса Годунова", 1826).
"["Северная пчела"] не может руководить мнением читателей, ибо сообщает только новые известия без всякого истолкования, а из читателей ее 9/10 частей сами не в силах растолковать так, как следовало бы русскому подданному... [Между тем, цель новой газеты] могла бы состоять в том, чтоб объяснять русским читателям желания правительства при том или другом новом постановлении и рассматривать текущие современные события Европы с точки зрения, свойственной русскому, понимающему, что для его великого отечества нет образцов нигде, что оно само себе образец и что действия правящей им священной власти - суть единственно полезные, единственно благодетельные для него нововведения... Многие из русских литераторов... не могут просить дозволения издавать газету, пока не получат дозволения просить о сем" (М. П. Погодин, анонимная записка в III Отделение, 1834 или 1835, курсив мой).
Да, люди эмоционального склада нуждаются в некотором руководстве!