Михаил Назаренко (petro_gulak) wrote,
Михаил Назаренко
petro_gulak

Category:

Музыка при Кромвеле

Читаю книгу Валентины Конен "Перселл и музыка" (М., 1978) и, поскольку почти ничего не знаю о музыкальной культуре XVII века, нахожу для себя много интересного.

"Пуритане запретили в церкви... инструментальную и сложную полифоническую музыку для хора... [К]огда при Реставрации возник вопрос об организации королевской капеллы, то во всей стране не удалось обнаружить мальчика, который был бы способен петь по нотам с листа (что в дореспубликанской Англии было так обычно" (с. 56).

"В те смутные времена, когда все добрые искусства влачили жалкое существование, музыка высоко держала голову - нет, не при дворе и в... нечестивых театрах, а в семьях горожан, так как многие считали, что лучше сидеть дома и играть на скрипке, чем выходить на улицу и получать удары обухом по голове" (Roger North, 1653-1734; с. 60).

"Формально история английской оперы начинается до Реставрации. Ее появление связывают с премьерой в 1656 году драмы Давенанта "Осада Родоса"... Поскольку под запретом была только драма, но не музыка, перед Давенантом открывалась возможность обойти закон, остроумно и ловко отвлечь внимание правительства: он положил на музыку каждое слово своего текста.
Слово "опера" нигде не было упомянуто. Очевидно автор, опасаясь привлечь внимание властей, назвал спектакль "Представлением... на декламации и музыке в манере древних". Однако ясно, что в большей мере образцом ему служила итальянская опера... Драйден говорит, что Давенант ориентировался также на декламацию Корнеля и других французских драматургов... По-видимому, основную роль играл речитатив в духе итальянского оперного речитатива, который было "импортирован" в Англию в начале века. Помимо того, здесь звучали и "вставные эпизоды" - хоры, песни, инструментальные номера, - очевидно, в традициях "маски"...
Есть основание думать, что обращение Давенанта к речитативу явилось, главным образом, дипломатическим приемом. Не случайно "либретто" драмы, в отличие от музыки, было сразу же опубликовано. Характерно, что при Реставрации, когда необходимость в камуфляже отпала, "Осада Родоса" ставилась на сцене как обычная театральная драма" (с. 64-65).

О музыке и театре при Реставрации - завтра.
Subscribe

  • Усе ближче

    Отут можна послухати мою вчорашню розмову з Оленою Гусейновою про антологію "Крім "Кобзаря"", яка - нагадую - має вийти до кінця весни.

  • Як пишеться історія літератури, або Привид київського ченця

    Валерій Шевчук – безперечно, дуже вагома постать в сучасній українській культурі. Так само ніхто не буде заперечувати, що він зробив дуже багато…

  • Офіційно

    В середу, 7 квітня, о 12.10, на радіо «Культура» в програмі «Пряма мова» ми з Оленою Гусейновою говоритимемо про мою книжку, що вже за півтора…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments