"...Единственная музыка, из которой цивилизованный человек неизменно черпает наслаждение, - цивилизованная музыка. Если бы вам пришлось всю жизнь каждый день слушать единственное музыкальное произведение, что вы бы выбрали - "Жар-птицу" Стравинского или "Grosse Fugue" Бетховена? Очевидно, вы бы предпочли фугу - хотя бы за ее сложность, за то, что в ней есть чем занять разум, в отличие от слишком уж простеньких ритмов русского. Композиторы, похоже, забывают, что мы, несмотря ни на что, пусть наша внешность обманчива, все же в сносной степени цивилизованны. Они же оглушают нас не только русскими и негроидными шумами, но и кельтскими кошачьими концертами, и унылым испанским завываньем под грохот кастаньет и гитарную дисгармонию. Когда серьезные композиторы вернутся к цивилизованной музыке - а некоторые уже отворачиваются от варварства, - мы, вероятно, услышим и соответствующую перемену к большей утонченности и в популярной музыке. Тем не менее пока серьезные композиторы торят тропу, абсурдно ожидать, что вульгаризаторы сменят свой стиль".
Сравните с анти-джазовыми пассажами в "Степном волке" (1927). Впрочем, у Гессе, как обычно, на каждый тезис есть антитезис. Но суть - та же: великий соблазн стать в позу Последнего Защитника Культуры-дробь-Цивилизации. Мне милее карнавальная маска Первого Могильщика Культуры, которую напялил на себя Шпенглер.