Имена актеров говорят сам за себя: Джуди Денч (Титания), Йен Ричардсон (Оберон), Йен Хольм (Пак), Дайана Ригг (Елена), Хелен Миррен (Гермиия), Пол Роджерс (Основа). А что же постановка? Не могу не сравнивать ее с фильмом Майкла Хоффмана (1999), тем более, что более поздний фильм несколько раз оглядывается на предшественника, особенно в сценах с афинскими мастеровыми.
В результате получились две совершенно разные истории.
У Хоффмана - гламурные эльфы (Пафйфер и Эверетт, фавноподобный Пак - обаятельный Стэнли Туччи), в чей мир попадают не только нелепые смертные (Кевин Клайн гениален в роли Основы), но и совершенно непонятные артефакты, вроде велосипедов или грампластинок. А за бесконечной игрой открывается что-то очень настоящее, очень печальное и совершенно не эльфийское, а человеческое: неслучайно эмоциональными вершинами фильма оказываются вечные неудачи Основы и представление "Пирама и Фисбы", которое из фарса становится трагедией.
Для Холла люди не так уж важны, даже Основа, который дан вполне одномерно. Зато эльфы!.. Во-первых, они зеленокожие. Во-вторых, почти обнаженные. В-третьих, свита Оберона и Титании - сплошь дети, очевидно, что подменыши. В-четвертых, удивительный Пак - с совершенно неподвижными глазами (которые изредка чуть-чуть прищуриваются) и сверхживой мимикой, вполне нечеловеческой. И, в-пятых, Титания: весь glamour Пфайфер и близко не подходит к gramarye Джуди Денч: она сексуальна не потому, что одета лишь в набедренную повязку; она очевидно опасна; она очень фейри, больше, чем кто-либо из виденных мною актеров, за исключением, понятное дело, Дэвида Боуи (большие надежды возлагаю на Марка Уоррена в "Стрендже и Норрелле"). На фоне такой Титании меркнет и Оберон. Сквозь раздражающе-рваный монтаж и небрежную (нарочито небрежную?) режиссуру просвечивает что-то настолько древнее, настолько подлинное... да, собственно, такое же, как и у Шекспира.