Михаил Назаренко (petro_gulak) wrote,
Михаил Назаренко
petro_gulak

Category:

Пародия и память

Владимир Губайловский. Ода пародии

Мне не хватает пародийности (как речевой функции) в современной поэзии. И мне это кажется плохим симптомом. Даже если все сплошь талантливы — коммуникации разорваны, поэтическая речь всякий раз обрывается молчанием.
Все сидят как истуканы или разражаются монологами. Поэзия все еще язык (langue), но все меньше речь (parole).

Чтобы отчетливо ощущался пародийный перенос из одной системы в другую, обе системы должны опознаваться на слух — мгновенно и отчетливо. Нужен слушатель, который узнaет в пародии ее прообраз, оценит точность попадания и резкость смещения системных элементов. И рассмеется. Если такого слушателя нет — пародирование не имеет смысла. Мало сломать структуру, нужно еще, чтобы кто-то сказал: «Надо же, как похоже и как смешно».

«Веселые ребята» [Доброхотовой и Пятницкого] имели важнейшую пародийную функцию — они включали классиков в пространство живой речи.

У советской поэзии очень короткая память. Советская поэзия — это живая, активная, вполне работающая, но совсем неглубокая система. Она полностью замкнута в малом времени и за пределы этого времени не заглядывает. Она не готова это время пережить.
Такую поэзию можно замечательно пародировать, перенося в другую литературную систему. Формулы колются как орехи, слова теряют смысл, для пародии только этого и надо.

Виртуозность — дело трудное, хоть в музыке, хоть в поэзии. И если она тратится не на саму поэзию, а на внешний поэзии предмет описания, что-то это да значит. Плутарх писал о поэмах Парменида и Эмпедокла: «...все это произведения, которые взяли взаймы у поэзии размер и высокий стиль, словно телегу, чтобы не ходить пешком».

И гипердактилическая рифмовка Каганова, и многие пародии Быкова — пародии на виртуозность, которая ощущается как нечто поэзии внешнее, второстепенное, некий знак поэтичности. Главное-то — тема: вот мы сейчас как вдарим по Онищенко, мало не покажется.
Некрасов язык поэзии менял, наши современники этот язык эксплуатируют. Способны ли такие проекты, как «Гражданин поэт» Быкова или точные и тонко выстроенные «Оды» Каганова, что-то изменить в самой поэзии? Видимо, нет. Они на это и не претендуют. Они обращаются не к поэтам, а к гражданам, чей опыт чтения стихов весьма ограничен — школьная программа (надежно забытая), тексты песен и рекламные слоганы. Вряд ли многие читатели Каганова опознают в его «Оде» стих Маяковского и способны оценить виртуозность поэтической работы. Чтобы вступить в диалог со стихами, нужно понять, что они тебе говорят, а в поэтическом высказывании семантически нагружены не только содержание, но и форма. Некрасов через пародию вводил в поэзию новую лексику и тему. Лексика и тема Быкова и Каганова остаются вне поэтического языка.

Пародическая форма всегда играет на понижение — она одновременно и убивает пародируемый текст, и его канонизирует.

Если мы имеем дело с некоторым среднестатистическим верлибром или дольником, если у нас нет запретных тем и форм, никакая тема и форма не выше. Пародии просто неоткуда взяться.
Постмодернистская практика размыкает текст, погружает его прямо в контекстуальный едкий раствор, ироническое цитирование становится общим местом, пародия включается в стихи как их несомненная часть — стихи становятся сразу автопародией. Пригов — пародия на самого себя. Можно ли написать пародию на Пригова?

В термодинамике состояние, в котором все молекулы движутся более-менее равномерно, более-менее с одними скоростями, имеет максимальную энтропию и именуется «хаосом».

Если сокращается глубина пародической памяти — как это случилось в советской поэзии, — поэзия локализуется во времени и теряет свое будущее. Если поэзия утрачивает пародийную функцию — она теряет способность память осваивать, осмыслять и возрождать.

[Эти наблюдения мне представляются интересными и важными - и тут, конечно, ритуальная фраза: "хотя далеко не со всем я могу согласиться". Напр.: "Если пародическая форма — это всегда уничтожение (плодотворное, но уничтожение), то пародийная (речевая) функция может быть созидающей" - почему не наоборот? "Пародия важнее стилизации. Стилизация точно следует за образцом, она не испытывает его на разрыв, не подвергает критическому анализу. А значит, не вполне его понимает" - опять же, что есть пастиш, как не стилизация, служащая деконструкции?]
Subscribe

  • Кажинный раз на этом самом месте

    Ольга Седакова: "М.Л.Гаспаров обычно отвечал без малейшего промедления - и при этом такими фразами, которые как будто не должны были бы успеть…

  • Бобе майсес

    Сто лет этот мультфильм не пересматривал. "И ребе сказал ему: - А как же!.."

  • Солидный Господь...

    Из ФБ Dilshat Harman: Сегодня узнала, что мистерию "Распятие Христа" в средневековом Йорке разыгрывали члены гильдии изготовителей гвоздей, и вся…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments