Михаил Назаренко (petro_gulak) wrote,
Михаил Назаренко
petro_gulak

Category:

Недоумение

Вчера посмотрел фильм Ф.Дарабонта "Маджестик" (2001) и пришел в некоторое недоумение. Джим Керри, конечно, хорош; но зачем было снимать настолько банальный фильм?
Для тех, кто незнаком с этим творением, краткий пересказ.
Маккартистская охота на ведьм. Молодого сценариста, который в молодости захаживал в левацкий клуб, вышибают с киностудии. он надирается. едет на машине, куда глаза глядят, падает с моста, ударяется головой о сваю - и, естественно, теряет память. Волны приносят бесчувственное и беспамятное тело в типичный городок "одноэтажной Америки". Оказывается, что сценарист как две капли воды похож на местного парня, без вести пропавшего на войне. Сценарист не без труда уверился в этом и постарался соответствовать образу героя. Но "у всех есть дядя Сэм": ФБРовцы находят его, разоблачают и тянут на заседание Комитета по антиамериканской деятельности. Парень (уже вспомнивший, кто он такой) трусит, но светлый образ покойного двойника диктует роль. Сценарист во всеуслышанье напоминает о существовании первой поправки, после чего героем возвращается в "родной" город. Всё.
Я почти две трети фильма надеялся, что вот-вот начнется "Плезантвиль": вот-вот идиллически-безоблачная жизнь среднеамериканского городка обернется своей изнанкой. Нетушки. Идиллия и есть идиллия, нечего ее нарушать. А нарушают ее только вторжения извне - сиречь власть предержащие. Плакатно, картонно, тускло. И непрекращающееся ощущение дежа-вю.
Когда стало совершенно ясно, чем всё закончится, я подумал: что же такое произошло в Америке где-то в начале 90-х, если возникла потребность в таких фильмах, как "Запах женщины", "Почтальон", "Плезантвиль", "Мажестик" и проч., и проч.? Фильмах, в которых ценности отцов-основателей противопоставлены лицемерной и, в сущности, тоталитарной практике Власти, смеющей говорить от имени всей Америки. Но обязательно появится герой-вьюноша, который (с чужой помощью или без) возвратит затертым словам их великий смысл. Этакий роман воспитания-и-возрождения-страны.
Я не знаток синематографа и не могу определить время возникновения этой тенденции. Но, кажется, в 70-е её не было: "Крестный отец" и "Над кукушкиным гнездом" представляют совсем другую модель осмысления Америки и человеческого поведения. Откуда же пошло? И почему?
Subscribe

  • Ангел карантина

    Тем временем в саду Стивена Моффата (фото из его инстаграмма).

  • Exterminate

    Пока мы сидим по домам на удаленке, Далеки захватывают улицу Иоанна-Павла II.

  • Доктороктошный лонгрид

    Ломка по «Доктору Кто» достигла таких масштабов, что мы посмотрели-таки последний сезон. Рано или поздно каждый хувиан должен произнести…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments