Михаил Назаренко (petro_gulak) wrote,
Михаил Назаренко
petro_gulak

Category:

Надо объяснять-2

Меня попросили пояснить свою позицию, высказанную в предыдущем посте. Комменты только подтвердили мой начальный тезис: без объяснений не обойтись.

Сначала - что попроще: почему позиция Шендеровича оскорбительна. Потому что человек приезжает из Москвы в Киев и, оказавшись в кругу носителей русского языка, автоматически воспринимает культуру города как русскую, только посвободнее. Ни малейших попыток понять, что на самом деле тут происходит и почему Киев - даже русскоязычная его часть, которая меньше, чем это может показаться досужему туристу, - к русской культуре не принадлежит. Чем это принципиально отличается от позиции защитников "русской Новороссии"?

Теперь насчет Рассадина, Чернигова и т.п. В Фейсбуке при обсуждении этого же моего поста были произнесены (Юрием Кагарлицким) очень важные слова: "неотрефлексированная имперскость". Юрий Давыдов в приведенной цитате говорил о пробуждении чувства истории, живой причастности к ней. Рассадин тут же добавляет: к российской истории. Потому что - а к какой же еще? Следим за руками: российская империя не осознается как империя, по крайней мере в отношении восточных славян - в частности, Украина не воспринимается как колония, лишь как дом "младшего брата". Вся территория империи автоматически входит не просто в "русский мир", но и в "российскую историю" - и то, что в нее не укладывается, исчезает, стирается (в данном случае - украинский Чернигов). В пределе - стирается украинский этнос ("мы же один народ"), язык ("диалект"), культура ("брехня Тараса"). И, разумеется, исчезает грань между "российским" и "русским" - украинскому же в этой схеме опять-таки не остается места. (Что есть русская/российская идентичность, в которую входят эвенк и татарин, но не входит украинец?)
Рассуждения о чувстве российской истории, возникающем в Чернигове, сродни рассуждениям о глубинном чувстве австрийской истории в Риме или даже британской в Бомбее. Для этого достаточно одного: ничего не знать и не хотеть знать об истории украинской.

По конкретным вопросам из комментов:
"Коллегиум - это типа университет, построен на деньги Мазепы в 1700 г. В этот момент Чернигов уже 45 лет находился в составе российского государства. (...) Коцюбинский конечно украинский писатель, но ведь в то время Украина была в составе Российской Империи. Значит, это тоже часть российской истории". - Вот именно то, о чем я говорил. Часть российской империи - значит, российская история. На практике - границы между русским и российским не существует, в истории остается только то, что имеет прямое отношение к России (Москве-Петербургу). Чернигов Петра I, но не Мазепы. Киев Булгакова, но не Курбаса, Пидмогильного, неоклассиков, Домонтовича. Исчезает само представление о том, что на "этих землях" существовало нечто, независимое от русской истории и культуры.
"Любой артефакт может принадлежать только одной (национальной) истории" [якобы утверждаю я]. Ничего подобного. Речь идет, еще раз повторю, о вычеркивании из памяти того, что не укладывается в одну, конкретную, имперскую культуру. Украинская школа в польской поэзии, польская школа в украинской поэзии - это одно и то же. Тем более - Гоголь, да и все дошевченковские авторы XIX века, считавшие себя частью малорусской ветви имперской культуры.
"История Киевской Руси для Москвы и Киева по сути общая история" - ровно в том смысле, в каком история троянской войны общая для Рима и Греции. Основали на свою голову...
"Что ж делать, если Древняя Русь есть часть истории России?" - Почему история Киева есть история России? Новгород - да. Княжества, подчинявшиеся Киеву, обретшие самостоятельность и не раз с ним воевавшие - да. А вся Древняя Русь - почему, собственно? Потому что статус отколовшейся периферии не устраивает? Древний Рим есть часть истории Британии?
"Как можно отрицать 300 лет общей истории?" - Вопрос в том, что понимать под "общей". До, условно говоря, Андрея Боголюбского мы метрополия, северо-восток - периферия; с 1654 года до 1780-х идет превращение Гетманщины в колонию. С чего мы будем отрицать 300-летнее разрушение нашей государственности и культуры? Да, в значительной мере руками украинцев на службе империи, глупо было бы отрицать.
"Собственно, вопрос в том, считать ли Украину до 1991 года территорией, завоеванной Россией. Считали ли сами украинцы себя покоренным народом? Велик ли был выбор в середине 17 века, когда речь шла не столько об этнической, сколько о религиозной самоидентификации..." - Да, считать. Причем завоеваний было несколько (1918-19 годы нужно хорошо помнить, в деталях). Этнические различия с "москалями" в XVII веке осознавались не хуже, чем православная общность. Планы Хмельницкого о союзе со Швецией, Выговского - о союзе с Польшей и Литвой. И т. д.

Резюмируя: включение Украины, пусть даже на период 1654-1991 (а, кстати, почему 1991? УССР не входила в РСФСР), в российскую историю есть право не знать украинскую историю и урезать ее по мере надобности. Потом можно радостно умиляться, какой же чудесный и русский город Киев. А вот не надо.
Tags: ruthenia
Subscribe

  • Про пошлість і меншовартість

    Вчергове довелося наштовхнутися на твердження: «Кожен, хто повторює твердження про "велику російську культуру", бере участь у війні на боці ворога».…

  • Местное

    Надписи города К.: апдейт 2011/2021. Рожи города К.: детская площадка в локдауне.

  • Було колись

    – Років з двадцять п’ять товчусь поміж земляками – знаю багато їх. І завсігди бачив одно: справа починається широко, тягнеться вузько і кінчається…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 86 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Про пошлість і меншовартість

    Вчергове довелося наштовхнутися на твердження: «Кожен, хто повторює твердження про "велику російську культуру", бере участь у війні на боці ворога».…

  • Местное

    Надписи города К.: апдейт 2011/2021. Рожи города К.: детская площадка в локдауне.

  • Було колись

    – Років з двадцять п’ять товчусь поміж земляками – знаю багато їх. І завсігди бачив одно: справа починається широко, тягнеться вузько і кінчається…