Совсем забыл, насколько актуален рассказ Набокова «Conversation Piece, 1945» («Жанровая картина, 1945 г.»; «Групповой портрет, 1945»; «Образчик разговора, 1945»). Трогательное единение нацизма, сталинизма, монархизма и черносотенства – ну, и «Звездно-полосатый флаг» на закуску, потому что в Америке. Риторика остается неизменной.
«Я выступал во многих женских клубах и других центрах просвещения и везде замечал, как глубоко ненавидят эту европейскую войну (которая теперь, слава Богу, закончилась) утонченные, чувствительные души... С какой радостной готовностью образованные американцы воскрешают в памяти более счастливые времена... и песни на закате погожего дня, и прекрасные маленькие города, и весь этот добрый, романтический мир, который встречал их в Мюнхене или Дрездене».
«Да, война – ужасная вещь. Я бы даже сказал, что она делается почти невыносимо ужасной, когда ее навязывают двум народам, у которых так много общего».
«– А что вы скажете насчет всех этих сообщений? Я имею в виду рассказы о немецких зверствах, которые все время печатают в газетах. Ведь это все, я думаю, большей частью пропаганда? – Я предвидел этот вопрос. К сожалению, пропаганда, преувеличения, поддельные фотографии и тому подобное суть орудия современной войны».
«Мирным жителям – которых не только калечили и убивали, но еще и уничтожали под бомбами их ценное имущество и прекрасные дома, – им все равно, с немецкого или союзнического аэроплана были сброшены эти бомбы».
«Великий русский народ пробудился, и мое отечество снова сделалось великим... Сегодня в каждом слове, которое исходит из России, чувствуется мощь, чувствуется величие старой матушки Руси».
«– Вы либо убийцы, либо идиоты, – сказал я, – а может быть, и то и другое».