Михаил Назаренко (petro_gulak) wrote,
Михаил Назаренко
petro_gulak

Category:

«Доктор Кто»: конец эпохи

25 декабря покажут очередной рождественский спецвыпуск «Доктора Кто» - последнюю серию Стивена Моффата, который почти девять лет стоял у руля сериала. И вот, пока серия еще не вышла, самое время подвести итоги эры.



Никто не смог бы возродить «Доктора», как это сделал в 2005-м Рассел Т Дэвис, и никто не смог бы поднять его на такую высоту, кроме Моффата.

Дело, конечно, не в том, что его юбилейная серия в 2013-м попала в Книгу рекордов Гиннеса, что при нем сериал наконец вовсю прорвался в Америку, что Доктора сыграли два самых старых и два самых молодых актера... даже не в том, что он больше всех экспериментировал со структурой сериала.

Да, разумеется, диалоги – в этом с Моффатом мало кто (или вовсе никто из нынешних сценаристов) может сравниться: в диапазоне от остроумной трепотни до чеканных формулировок, которые не раз потом доводится вспоминать, по разным случаям.

Но и не только это. Кто-то очень точно подметил одно из кардинальных отличий нью-скула «Доктора» от олд-скула: раньше Доктор решал проблемы, теперь – спасает людей. Дэвис прекрасно почувствовал и передал две главные (и взаимосвязанные) традиции, лежащие в основе сериала: рыцарский роман и Шерлок Холмс. Доктор – рыцарь без страха, но не без упрека, который всегда прилетит и поможет. (Отсюда – главный прием «Детей Земли», третьего сезона «Торчвуда»: а вот не прилетел, отвернулся от стыда перед человечеством, выкарабкивайтесь сами.) Моффат едва ли не с самого начала своих сезонов – не то чтобы разрушал эту модель, но стал задавать вопросы. Дэвисовским Докторам мы простим всё – это же Доктор! – а если они ошибаются, то сразу же делают шаг назад. Моффатовские Доктора не прощают себе самим и не упиваются своим страданием; их ошибки нельзя отмотать назад. Кто такой Доктор? Doctor who? The man who forgets? Am I a good man?

Поэтому истории Моффата куда менее уютны и удобны для зрителя. (И поэтому лично для меня оказывались серьезной поддержкой: самую душераздирающую серию, «Heaven Sent», я посмотрел именно тогда, когда это было всего нужнее.) И по той же причине Моффат – при всем очевидном уважении, которое он питает к Дэвису, – постоянно «переигрывает» его сюжеты, образы и ситуации: нет, это нужно было сделать ВОТ ТАК. И каждый раз Моффат оказывается прав. Дэвис отлично умел прописывать поведение героев и психологические нюансы, но они всегда были нужны, чтобы подвести к Большой БАДАБУМБЕ. У Моффата самые эпические сюжеты сводятся к тому, что двое сидят (или стоят) и разговаривают. Смысл – в этом, и цель – это.

Ибо, как выяснилось за 54 года, «Доктор Кто» строится на осознанном контрасте между предельной условностью антуража и сюжетов – и совершенной правдой того, что происходит с людьми. И нелюдьми. И таймлордами. Поэтому, например, весь безумный финал 8-го сезона («Dark Water / Death in Heaven») нужен как мотивировка двух разговоров Доктора и Клары. («Do you think I care for you so little that betraying me would make a difference?» «Never trust a hug. It's just a way to hide your face».) Поэтому некоторые зрители решили, что в финале седьмого сезона «мимолетно проходит прощание Доктора с женой»; между тем, эти три минуты – одна из самых пронзительных сцен сериала, просто на ней нет таблички «Рыдайте все!».

Превосходная работа с темами и лейтмотивами, которые скрепляют сезоны (прежде всего шестой и восьмой-девятый) куда сильнее, чем arc words. Переклички и отражения – буквальные и символические.

Всё остальное – то, что мы и были вправе ожидать от Моффата. Timey-wimey, закрученные сюжеты, планирование на годы вперед, эмоции (кто-то обязательно скажет: «мелодрама»; ОК, мелодрама), the female of the species must be deadlier than the male и пр. Персонажи, которых не обязательно одобрять, чтобы оценить, как они выписаны. (Прекрасно понимаю тех, кого раздражала Клара, – но эта история этой героини должна была оказаться именно такой.) Кстати, одна из самых странных претензий к «the Moffat’s women» – что они-де супергероини, в отличие от «обычных» женщин у Дэвиса. Разумеется, все ровно наоборот.

В «Докторе» (как и в «Джекиле», и в «Coupling») Моффат всегда знает, что делает, даже если я не согласен с тем, что именно и как. По счастью, он чувствовал, что не является полным хозяином сериала – эта история началась до него и не им закончится. А вот в «Шерлоке» он, к сожалению, почувствовал себя царем и богом.

Безусловно, недостатков хватало. Первый и последний сезоны Моффата (пятый и десятый) – самые слабые. В пятом он еще не очень умел редактировать чужие сценарии и пытался рассказывать свою историю в формате, заданном Дэвисом, чтобы совсем не распугать аудиторию; получилось плохо, да и Смит еще только начинал показывать, на что способен. А закончил Моффат свою историю в 2015-м, в «Мужьях Ривер Сонг», чем, кстати, подтвердил, что его сюжет – это отношения Доктора и Ривер. Дэвис был прав, когда говорил, что у каждого автора есть своя тема и у Моффата это – семья и дети. Ну, еще бы: см. опять же «Coupling» и «Джекила», очень рекомендую.

История была рассказана до конца – если не считать линию Мисси, – поэтому функции последнего сезона, в основном, служебные: протянуть два года до прихода нового шоураннера, «перезапустить» сериал для новых зрителей (отчасти сработало: опросы показывают, что в США именно 10-й сезон считают лучшим за всю эру Двенадцатого Доктора. «– Какие дураки, – поговорили мы о них») и, не в последнюю очередь, – подстелить соломку для появления Фем-Доктора Джоди Уитакер. Но Мисси и Нардол прекрасны.

Сам Моффат главным своим недостатком считает нежелание убивать героев – и я с ним соглашусь. От Стракса до Клары – да, они должны были погибнуть. Я с трудом принял возвращение Галлифрея и до сих пор не уверен в финале девятого сезона («Hell Bent»). Но лучше уж пусть так, чем свальный грех «Doomsday», «Journey’s End» и «The End of Time».

И когда я пересматриваю или вспоминаю лучшие серии 2010–2017 годов, то могу сказать только: спасибо. Мой любимый сценарист, мой – на сегодня – любимый Доктор (Капальди). Это было настоящее. Может быть, наряду с романами Пратчетта, – вообще самое настоящее и правильное, что могла предложить популярная (то есть народная) культура начала века. Спасибо.

Бонус: двенадцать любимых серий эпохи Моффата:

«Amy's Choice» (2010, сценарист Саймон Най)
«A Christmas Carol» (2010)
«The Impossible Astronaut / Day of the Moon» (2011)
«The Doctor's Wife» (2011, сценарист Нил Гейман; он как-то заметил, что ему неловко выслушивать комплименты за реплики и сцены, которые придумал Моффат)
«A Good Man Goes to War» (2011)
«The Wedding of River Song» (2011)
«The Doctor, The Widow and the Wardrobe» (2011)
«The Name of the Doctor» (2013)
«The Day of the Doctor» (2013)
«The Witch's Familiar» (2015)
«Heaven Sent» (2015)
«The Husbands of River Song» (2015)
Tags: dw
Subscribe

  • Солидный Господь...

    Из ФБ Dilshat Harman: Сегодня узнала, что мистерию "Распятие Христа" в средневековом Йорке разыгрывали члены гильдии изготовителей гвоздей, и вся…

  • После ясно-кристальных дней

    Я зажег на горах красный факел войны. Разгораяся лижут лазурность огни. Неужели опять для меня суждены Эти звонкие, ясно-кристальные дни? (Гумилев,…

  • Current mood

    Сова-Диоген. Чувствую себя совой-Диогеном.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments