
Ломка по «Доктору Кто» достигла таких масштабов, что мы посмотрели-таки последний сезон.
Рано или поздно каждый хувиан должен произнести сакраментальную фразу: «Они убили сериал!» Для кого-то это произошло в 1966 году, когда ушел Первый Доктор; для кого-то в 2005-м, когда Расселл Т Дэвис перестроил саму формулу «Доктора»; или в 2010-м, когда пришел Стивен Моффат (ОК, его первый сезон был действительно слабым). На самом деле нет: только в 2018-м, когда за руль стал Крис Чибнелл.
Прежде всего – это очень глупые серии. Каждый сезон «Доктора» должен содержать по крайней мере одну идиотскую историю – но за последние три года было всего две-три хотя бы посредственных. Проблемы даже не в отдельных сериях, а в общем подходе.
Хрестоматийный пример того, как вполне приличный сценарист (а чибнелловский «Бродчерч» очень хорош), любящий то, за что берется (а Чибнелл – хувиан с большим стажем), совершенно не пригоден именно к ЭТОЙ работе.
На это наложился еще один фактор: неважно, по идее ли Чибнела или по настоянию ВВС – «Доктор» должен был стать таким, чтобы никакой политкорректный комар носа не подточил.
Доктор: женщина. Не в том дело, что Джоди Уиттакер плохая актриса (хорошая и настоящий Доктор; другое дело, что, когда в последнем сезоне ей наконец выпало произнести «настоящий докторский монолог», она, за отсутствием практики, справилась с этим куда хуже, чем любой из четырех ее предшественников). Проблема в том, что от ВВС требовали, чтобы Доктор стал женщиной / person of colour / кем угодно, лишь бы не белым мужиком. Как говорил Стивен Моффат (услышав подобное от Хелен Миррен), а теперь пусть королеву сыграет мужчина.
Последствия этого решения превратились в снежный ком, весело катящийся по склону горы прямо на зрителей.
Спутники: очень сложно выстраивать динамику отношений, когда в ТАРДИС не два персонажа, а три-четыре. В олдскуле это не умели (во времена Пятого Доктора на головах друг у друга топтались Нисса, Тиган и Адрик, так что сценаристам даже приходилось кого-нибудь из них усыплять на время). Моффат это умел (Эми, Рори, Ривер). Чибнелл… А Чибнелл руководствовался не драматической необходимостью, а соцзаказом. Поэтому один спутник – негр, другая – пакистанка, третий – немолодой белый англичанин. И, упс, играть из них умеет (хорошо умеет!) только немолодой белый англичанин. Значит ли это, что я против чернокожих спутников/-ниц? Нет. Фрима Эджимен была отличной спутницей (и по драматургии, и по игре), Перл Маки – весьма неплохой (хотя очень видно, что Моффат устал). Но если актеров берут только за цвет кожи, а персонажей вводят только для расового разнообразия – їжте, хоч повилазьте.
Отсюда: ненужность двух третей спутников для развития сюжетов; и, что не сразу заметно, – отсутствие изменений в самом Докторе. Возьмем первые два сезона: Одиннадцатый в «11-м часе» и «Свадьбе Ривер Сонг», Двенадцатый в «Глубоком вдохе» и «Hell Bent» – это очень разные Доктора. Даже и Десятый в «Рождественском вторжении» и «Последнем из Таймлордов». О Тринадцатой за два сезона мы не узнаем ничего: она так и остается generic Doctor, довольно недалекой (потому что ум Доктора показать очень сложно) и с пристрастием к банальным монологам за все хорошее против всего плохого. Спутники стараются от нее в этом не отставать. Серии превращаются в неудачный коллаж – или, точнее сказать, винегрет – из идей Дэвиса и Моффата. (Поэтому жалко актера, который играет нового Мастера – играет-то хорошо, но не свою роль, а Джона Симма.)
Ну, и, конечно, когда Чибнеллу захотелось показать что-то новенькое в Докторе, он показал всего лишь что-то новое о Докторе. И опять вышло тупо: трансформировать канон нужно очень осторожно. Чибнелл же решил объяснить одну старую-старую сцену из серии еще 1976 года (забытую всеми, кроме нас, маньяков) – и объявил, что ПЕРВЫЙ ДОКТОР БЫЛ НЕ ПЕРВЫМ! Это, по сюжету, потрясло Мастера, это потрясло Доктора – а почему, собственно? Мы давно знаем, что «Доктор – это не имя, Доктор – это обещание». И происхождение Доктора (уж-жасно загадочное) ничего в этом не меняет. Чибнелловские выдумки прямо противоречат огромному массиву сериального лора (в смысле lore) – но зато дали возможность показать еще одну инкарнацию Доктора: не просто женщину, но и чернокожую. Все должны быть абсолютно довольны.
Или нет?
Почему они недовольны?
Почему рейтинги падают? Почему в последнем сезоне даже в финале они провалились?
Почему би-би-сишникам пришлось делать официальное заявление: «Нет, идея с минус-докторами – не тупая»?
А все просто: «Не надо было быть дурой». И не о Тринадцатой тут речь.
Заглянем на сайт IMDB и посмотрим тамошнюю статистику. Дэвис выпустил 60 серий, Моффат – 84, Чибнелл на сегодня – 21.
В двадцатке лучших эпизодов сериала по оценкам юзеров IMDB – 12 серий эпохи Дэвиса, 8 – эпохи Моффата и 0 – эпохи Чибнелла (в т. ч. 5 написанных лично Дэвисом, 13 – Моффатом и 0 – Чибнеллом).
В двадцатке худших эпизодов сериала по оценкам юзеров IMDB – 2 серии эпохи Дэвиса, 2 – эпохи Моффата и 16 – эпохи Чибнелла (в т. ч. 1 написанная лично Дэвисом, 0 – Моффатом и 10 – Чибнеллом, одним или в соавторстве).
16 худших серий из 21! Лучшая – на 89 месте! Получите – распишитесь.
В одной из рецензий на IMDB я прочитал, что лучшим началом 13-го сезона был бы такой эпизод: «Двенадцатый Доктор проснулся в ТАРДИС после долгого и нудного кошмара…»
Увы, это утопия. И даже если 14-м Доктором станет кто-то по-настоящему талантливый (например, Берти Карвел)… но нет: скорее всего, сериал закроют после 60-летия (2023-й), а потом, лет через шестнадцать, те, кто рос на «Докторе» в 2005-2017-м, какой-нибудь Расселл и какой-нибудь Стивен скажут: «А не пора ли нам…»
Вот тогда-то и будет пора.