Михаил Назаренко (petro_gulak) wrote,
Михаил Назаренко
petro_gulak

Category:

Царство Небесное, или Атака клонов

Я, собственно, знал, на что иду.
Есть такие фильмы, которые я попросту не могу смотреть: скучно. "Храброе сердце", например, или "Гладиатор". Но эти-то я не смотрел дома, где мог в любой момент выключить телевизор, а с девятого места в восьмом ряду так просто не убежишь.
"Царство Небесное" Ридли Скотта.
Скотт для меня был и остается прежде всего автором "Блейдраннера" - "Гладиатор" стал неприятным сюрпризом еще и потому, что очень уж велик контраст. После "Царства" стало понятно: не то что "Бегущего по лезвию" - даже какого-нибудь "Чужого" ждать не приходится.
Есть такие фильмы, которые отчего-то называются историческими. На самом деле это, конечно, фэнтези, банальная, бессмысленная и дешевая (вне зависимости от бюджета). Лучшие из этого сонма - пожалуй, "Огнем и мечом" (голосует моя украинская сентиментальность) и "Троя" (несмотря на... - все-таки смотреть можно).
Поверять их исторической истиной бессмысленно. Не для того их снимают, не для того смотрят. В них бывают удачные эпизоды - лесная битва, которой открывается "Гладиатор", снята очень хорошо, и не говорите мне о "достоверности" и "ляпах"! Эпизоды есть, целого - нет. О! - говорит себе зритель. - Вот герой. О! Вот и злодей. А вот любовь героя; а вот жена злодея (часто это одно и то же лицо - "Царство" не исключение). А вот пафосная речь. А вот еще одна. И еще. И кровиш-ша. И ме-едленное движение камеры. И рваный монтаж. И какое же все оно одинаковое, во всех фильмах, во всех эпохах.
А потом пришел Питер Джексон - тот самый медведь-всех-давишь; и снял фильм, претензии к которому могут исчисляться сотнями (NB: надо наконец сделать разбор третьей серии), но главное достоинство не отнимешь: Джексон нашел оптимальный баланс между Красивой Картинкой, Эпическим Размахом и Психологически Точными Мизансценами, которых особенно много во второй части. То есть красоты Новой Зеландии - это хорошо, и легионы орков - это тоже неплохо, но не было бы фильма без тех моментов, когда люди ведут себя, как люди, - будь то шизофреник Голлум или гордый король Рохана.
В "Царстве Небесном" людей нет. Есть Орландо Блум, который (в отличие от "Трои") удачно вписался в образ - вернее, в амплуа. Есть маски - король Балдуин в маске ходит весь фильм, кстати. Чувств нет - есть знаки чувств. Нет отчаяния - есть пафос. Нет даже ничего подобного той "гладиаторской битве".
После "Властелина" все подобные фильмы - снятые и до, и после эпопеи - кажутся неудачными подражаниями. Другое дело, что и само по себе "Царство"... не смотрится.
Так о чем, собственно?..
Молодой бастард попадает в Святую Землю, где слуги его покойного батюшки принимают его без верительных грамот, только спросили с подковыркой, какого цвета глаза были у старого барона, и удостоверились. А в Святой Земле - тишь да гладь... была бы, если бы мир между Балдуином и Саладином не нарушали - кто? Правильно, те самые, которые "всегда к этому причастны"; на фоне Ги и Рене с незапоминаемыми титулами даже их собрат Бриан де Буагильбер выглядит ангелом. Ну, понятное дело, надо с самого начала разъяснить зрителю, что есть плохие гвардейцы кардинала, сиречь тамплиеры (белый плащ, красный крест) и хорошие мушкетеры короля, сиречь рыцари Балдуина (синий плащ, золотой крест).
Иерусалим более всего похож на сильно обглоданный Минас-Тирит с Осгилиатом в придачу. Осада города показывает, что Скотт очень внимательно смотрел "Властелина", вот только остатки совести не позволили ему привести под стены мумаков. Принцесса Иерусалимская (сестра короля, жена гада) - клон принцессы Падме Амидалы и Елены Троянской. Психология же?.. какая психология? Крестоносец, который заявляет, что истинная вера - она в сердце, а Церковь создали люди; епископ, который робко предлагает во время осады - мол, давайте примем ислам, а потом покаемся; и, конечно, Главный Выбор Героя...
Выбор этот мне что-то ужасно напомнил. Дяченко? Да, было в "Хозяине Колодцев" нечто подобное, но не то... Да "Гладиатор" же! Герою предлагают власть, а он, гордый... В данной ситуации: Балдуин при смерти, Леголасу предлагают казнить гада-тамплиера Ги (который действительно совершил преступление и действительно заслуживает смерти), взять в жены его вдову, взять к ногтю оставшихся храмовников, подтвердить мир с Саладином и строить Царство Небесное на земле. "Но это же... нехорошо", - блеет Леголас. Что, собственно, нехорошо? "Ну, тамплиера казнить". А допустить, чтобы он развязал войну, хорошо? "Тоже нехорошо", - бормочет Леголас и убегает в оазис. Сюжетная логика бьется в конвульсиях, и зрители - вместе с ней.
Сказка на тему "давайте жить дружно, ин номине аллах акбар" - это, конечно, политически правильно, вот только - скучно. Otchen skoochno, как говорил один киплинговский герой. Атака клонов продолжается.
Subscribe

  • Dame Judi

    Читать Шекспира - как исполнять джаз. Уж она-то понимает.

  • Костецький!

    На "Діаспоріані" виклали "Шекспірові сонети" у фантастичному перекладі Ігоря Костецького. 130-й я колись наводив.

  • Я тридцать лет на погосте

    Иэн Маккеллен в свои 81 собирается сыграть Гамлета. Ну, и дай Бог ему здоровья.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments

  • Dame Judi

    Читать Шекспира - как исполнять джаз. Уж она-то понимает.

  • Костецький!

    На "Діаспоріані" виклали "Шекспірові сонети" у фантастичному перекладі Ігоря Костецького. 130-й я колись наводив.

  • Я тридцать лет на погосте

    Иэн Маккеллен в свои 81 собирается сыграть Гамлета. Ну, и дай Бог ему здоровья.