Михаил Назаренко (petro_gulak) wrote,
Михаил Назаренко
petro_gulak

Градус правдоподобия

Из книги Генрика Маркевича "Основные проблемы науки о литературе" (рус. пер.: М.: Прогресс, 1980). Гл. V. Вымысел в литературном произведении и его познавательное значение.

Используя в качестве примера несколько описаний Грюнвальдской битвы, взятых из разных произведений, которые повсеместно считаются литературными, можно составить типологию встречающихся в них предложений, воспользовавшись критерием их ценностных качеств: истинности и обоснованности, рассматриваемой с предполагаемой точки зрения автора. [...]

1. Предложения, истинность которых не подлежит сомнению: "Подойдя в полдень к деревням Логдау и Танненберг, войска остановились на опушке леса [...]" (Г.Сенкевич, "Крестоносцы"). [...]

2. Предложения в высшей степени правдоподобные: "[Ягелло, Витольд, мазовецкие князья и военный совет направились в часовню.] перед ней собралось высшее рыцарство, чтобы перед страшным днем поручить себя богу и посмотреть на короля" (Г.Сенкевич, там же). [...]

3. Предложения, не лишенные правдоподобия, но обоснованные не лучше, чем их отрицание: "Почувствовав под собой коня, а в руке копье, король мгновенно изменился. Грусть исчезла с его лица, небольшие черные глаза засверкали, на щеках появился румянец" (Г.Сенкевич, там же). [...]

4. Предложения, значительно менее правдоподобные, чем их отрицание, но не опровергаемые эмпирическими (естественными и историческими) науками [...]: "Последние надежды Ягелло рассеялись как дым. Он ожидал посольства согласия и мира, а пред ним предстало посольство высокомерия и войны... И две крупные слезы скатились по его загорелым щекам" (Г.Сенкевич, там же).
Но для Сенкевича, роман которого основан на хронике Длугоша, предложения в первой части ланного отрывка были в высшей степени правдоподобными, а во второй - истинными. Современные же историографы, исследовавшие политику Ягелло, выразили сомнение в том, что король питал надежду на мир и мог подобным образом вести себя перед битвой.

5. Предложения, ложность которых установлена, но внешне правдоподобные [...]: "Сам король в первом отряде начинает бой кровавый. / Бьется он и, рассекая неприятеля ряды, / Сеет смерть" (Ян из Висьлицы, "Прусская война"). [...]

6. Предложения, ложность которых установлена, и внешне неправдоподобные: [...]
И в этот день великой славы
Смерть едва не настигла Ягелло... ибо на поле брани
Он, погрузившись в раздумье, встал, преклонив колена,
Обращаясь к Богу с молитвой... мраком ночи землю окутать...

(Ю.Словацкий, "Завиша Черный") [...]

7. Предложения, ложность которых вытекает из законов эмпирических наук. [...]
И вот на спокойном небосводе королю
Епископа является лик светлый,
Светом окруженный небесным и блеском сияющих звезд.
Он, облегчая тоску короля,
Сладко такие изречет слова...

(Ян из Висьлицы, там же)
[...] для средневекового автора (и даже современного религиозного читателя) это предложение ложное (так как Длугош не упоминает об этом чуде) и квазиправдоподобное (так как автор, несомненно, верил в то, что в определенных обстоятельствах чудеса происходят).

8. Предложения, содержащие непереводимые метафоры и в связи с этим лишенные определенной степени обоснованности и такого ценностного качества, как истинность.
А когда Ягелло увидел, что радуется дьявол...
Снял он мечи пламенные с сердца,
Те, что прежде спокойно на сердце лежали

(Ю.Словацкий, там же) [...]

9. Предложения, которые не могут быть истинными в связи с появлением в них несуществовавших лиц [...]:
А среди тьмы пруссаков Тизифона
Зловещая шагала, неся на голове клубок змей,
В ужас приводя воинов, смертельную тревогу
Сеял страшный, смерть предвещающий призрак...

(Ян из Висьлицы, там же)

[...] Предложения 4, 5, 6, 7, 8, 9 типов [...] определяются как литературный вымысел [...] [который] связан с ложностью или неустановленной истинностью.

[Маркевич противоречит сам себе: принцип первичности авторских интенций не выдержан, а анализировать "истинность текстов", исходя из современных критериев (жанровых, исторических, научных и пр.) некорректно. Тем не менее, схема может быть принята как основа дальнейших разработок. Фантастику Маркевич сознательно выносит за скобки ("следует говорить лишь о последовательности или непоследовательности... свойств и функций"), но насколько применим его подход к исторической фантастике? Обдумать. - Теории, отрицающие референтность художественного текста ("Пьер Безухов и Наполеон вымышлены в равной мере"), для меня неприемлемы.]
Tags: history
Subscribe

  • Кажинный раз на этом самом месте

    Ольга Седакова: "М.Л.Гаспаров обычно отвечал без малейшего промедления - и при этом такими фразами, которые как будто не должны были бы успеть…

  • Бобе майсес

    Сто лет этот мультфильм не пересматривал. "И ребе сказал ему: - А как же!.."

  • Солидный Господь...

    Из ФБ Dilshat Harman: Сегодня узнала, что мистерию "Распятие Христа" в средневековом Йорке разыгрывали члены гильдии изготовителей гвоздей, и вся…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments