– пишет Ольга Паханова в рецензии под заглавием «Ученый идиот покоряет Америку».
Окончание рецензии и мысли по поводу – под катом.
«Если в начале романа российский поклонник этого фильма будет жадно искать (и находить) сюжетные совпадения, то примерно к середине книги он обнаружит, что книга и фильм - вещи совершенно разные. Не только по сюжету, но и по стилистике, и по жанру, и по образу главного героя.
Гамп-книжный спасет тонущего Мао Цзедуна, слетает в космос, попадет в плен к людоедам и станет борцом реслинга. Гамп-книжный окажется не милым, добрым, наивным парнем, слегка заторможенным в развитии, а настоящим олигофреном с задатками гения: умеющим решать сложнейшие уравнения, запоминать и воспроизводить виртуозные пассажи музыки Баха и Моцарта. Первого мама учила поступать хорошо, второму на моральные императивы плевать. Первый прост и понятен, у второго "слои, как у лука".
Если фильм - это комедия с элементами мелодрамы, рассчитанная на вкус и менталитет неприхотливого среднего американца, то роман Уинстона Грума - это острая и беспощадная сатира на Америку времен вьетнамской войны, почти целиком аллегорическая. Поэтому не ищите логики в поступках Гампа, в фильме его толкают на действия по прихоти фортуны, а в книге героя мотает по свету в силу заданности жанра.
Можно до хрипоты спорить, что лучше - книга или ее киноверсия. Но спор будет бессмысленным - это два разных произведения, уникальных каждый в своем роде, достигших в своем жанре небывалых высот. А кто из Гампов вам симпатичнее... решите сами».
Чушь. Роман «Форрест Гамп» – никакая не сатира, а мелкотравчатая хохма, написанная с явным расчетом на лавры «нового Воннегута». Понелепее, поглупее, попримитивнее. Полет в космос нужен автору только потому, что на Земле его фантазия совсем уж истощилась.
Это у книжного Гампа «слои, как у лука»? Да ничего подобного. Радостный идиот прост, как стеклышко. Это вам не капитан Йоссариан и даже не Билли Пилигрим. Герой, по идее, должен продемонстрировать убожество мира, который его окружает, а на самом деле показывает только свое собственное – да и автора в придачу. На самом-то деле Форрест становится сложным именно в фильме: сложен, как обыкновенный хороший человек.
Мелодрама всегда сложнее фарса – в особенности если она талантлива. А Роберт Земекис и Том Хэнкс – очень талантливы. Книга «Форрест Гамп» упрощает мир (и ее счастливый финал, в котором главный герой прекрасно обходится без Дженни, очень закономерен). Фильм «Форрест Гамп» возвращает – или придает? – сложность самому что ни на есть затертому жанру: фильму о Великой Американской Мечте. Уинстон Грум – паяц, который прикидывается социальным критиком. Роберт Земекис – шекспировский шут, притворившийся голливудским режиссером.