Михаил Назаренко (petro_gulak) wrote,
Михаил Назаренко
petro_gulak

Categories:

Ступай, душа, во ад и буди вечно пленна!

Перечитываю "Дмитрия Самозванца" Сумарокова, и чем дальше, тем больше сия трагедия мне что-то напоминает.

"Пусть мучится народ, как мучился он прежде;
Но каждый, живучи в обманутой надежде,
Рожденный иго несть, как подлый человек,
В надежде будет жить и мучиться вовек,
Прямыя помощи не видя ниоткуду
И тако говоря: я завтра счастлив буду -
Довольствуется тем; но завтра то придет
И новые ему напасти приведет.
Но пусть подвластный мне всегда народ болеет,
Димитрий ни о ком из них не сожалеет;
Для собственности всяк живет на свете сем.
Все в мире пагубно и развращенно в нем.
Хочу тираном быть: все хвалят добродетель,
На свете коей нет, чему весь мир свидетель;
Не устрашает ад, колико ни грозит;
Так праведно людей Димитрий здесь разит".

Наконец ассоциация прояснилась: "Калигула" Камю, конечно же.
Но вот в чем дело: обе пьесы неимоверно картонны, чудовищно затянуты, обе по пять действий топчутся на месте; однако Сумароков не в пример честнее - и в интеллектуальном, и в эстетическом плане. Он не притворяется, будто философия тирана-параноика имеет какое-то значение для остальной части человечества. Не выдает свои/его личные измышления за истину в последней или хоть какой-то инстанции.
"Самозванец" - если мысленно очистить его от исторической шелухи - окажется текстом куда более актуальным, нежели риторичный и пустой "Калигула". Потому что на самом деле пьеса-то вовсе не о Дмитрии, а о Шуйском. О человеке, готовом заплатить любую цену за гибель тирана - при условии, что платить придется не ему, а хотя бы дочери. Мало в русской драматургии более жутких финалов: уже свергнутый Дмитрий хватает Ксению Шуйскую, грозит заколоть ее кинжалом, ее жених готов стать заложником вместо нее, а ее отец, выслушав неприемлемые условия Самозванца ("Ступайте вон отсель и объявите граду, Что я им дарствую и милость и приязнь..."), - отец говорит только одно: "За град отеческий внушай, княжна, смерть люту!" Да, конечно, классицизм, борьба между чувством и долгом и т.п., но все равно - это страшно. Из этой строки, если угодно, и Пушкин, и А.К.Толстой вышли, как из той шинели. Вот если бы кто-нибудь поставил "Самозванца" как следует!
Что же касается экзистенциалистов... Была у меня одна идея, которая настолько напрашивается, что я не удивлюсь, если узнаю, что не мне первому она пришла в голову: римейк "Бесов" Достоевского с участием французских интеллектуалов ХХ века. Сартр - это, натурально, Кармазинов, скрещенный со Степаном Трофимовичем; автор эпохального труда "Мерси и ничто". Камю - Кириллов, который так и не решается ПЕРЕСТУПИТЬ, зато много пишет об ЭТОМ. (Симона де Бовуар - генеральша Ставрогина? Лиза?). Шатов... ну, это какой-нибудь алжирский француз, который, за неимением народа-богоносца, проповедует негритюд. Шигалевых и Лямшиных - полным-полно. Петруша Верховенский косит под Че Гевару. Федька Каторжный, как всегда, при деле. Лебядкин создает театр абсурда. Роб-Грийе принимает участие в литературном вечере в пользу гувернанток. "Марсельеза" плавно переходит в "Майн либер Августин"...
Tags: books
Subscribe

  • Ангел карантина

    Тем временем в саду Стивена Моффата (фото из его инстаграмма).

  • Усы

    Известно, что Петр I брил бороды, а Николай I ненавидел усы у гражданских лиц. (Текст указа сам по себе любопытен: усы и бороды носят то ли на…

  • Тогда

    О визите принца Филиппа и принцессы Анны в Киев (1973): 1) воспоминания предгорисполкома; 2) документы КГБ ("с учетом имеющихся данных о…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments