Михаил Назаренко (petro_gulak) wrote,
Михаил Назаренко
petro_gulak

Category:

Данелия на Днепре

С удивлением обнаружил, что в книжном издании второго тома воспоминаний Георгия Данелии ("Тостуемый пьет до дна") выпущена одна глава, памятная мне по журнальному варианту.
Вот она:

Мало воздуха!

Снимал этот фильм ["Самый пропащий"], как и предыдущий ["Не горюй"], Вадим Юсов. Юсов - оператор запасливый. Если он выезжает в экспедицию, он везет все, что может пригодиться. А пригодиться ему может почти все. На сей раз ему понадобился большой кран. Большой кран было запрещено вывозить с Мосфильма: он один на студии, и с него разрешали снимать только в павильонах.
- Пойди к директору, попроси, - сказал мне Вадим.
- Зачем нам большой кран?
- Для финального кадра.
После долгих уговоров директор дал кран под мою ответственность, предупредив, что кран очень дорогой и другого такого крана на киностудии нет.
У нас было три плота. Один игровой - небольшой, с шалашом, на нем плыли сначала Джим и Гек, а потом еще и Король с Герцогом, второй - съемочный, с него мы снимали сцены на игровом плоту. На нем ставили камеру, движок, осветительные приборы, выкладывали рельсы, поправляли грим актерам и удили рыбу на удочку, когда не было нужной погоды. И третий плот, самый большой, - для крана. Его планировали поставить на якоря посередине реки и от крупного плана Гека отъехать на общий план. И мы увидим плот с шалашом, сверкающую реку, зеленые берега и заходящее солнце, навстречу которому плывут наши герои.
Все три плота таскал мощный буксир, который почему-то назывался "Казахстан". Снимали мы днем, а ночью всем караваном передвигались на следующую точку. Точки были выбраны заранее и капитану показаны.
Я обычно просыпался раньше всех и будил остальных. В тот день я тоже вышел утром на палубу. Хорошо на реке рано утром. "Чуден Днепр при тихой погоде!" - но что-то на этом Днепре не то. "Казахстан" здесь, игровой плотик здесь, съемочный плот здесь, плот для крана здесь, а самого крана нет!
Перелез на буксир, разбудил капитана. С трудом.
- Где кран?
- Там стоит, на плоту.
- Когда ты его видел последний раз?!
- В Херсоне. А что?
- Нет крана!
- Иди ты! Значит, закрепили плохо! Алкаши, ядрена вошь! Пива хочешь?
Не буду писать, что я ему ответил.
- Да успокойся, Николаевич, нервы побереги, никуда она не денется, эта железка. Она тяжелая - где сковырнулась, там и валяется. Найдем!
И капитан пошел будить своего матроса, который спал у якоря на корме. Растолкал его - с трудом - они выпили пива и отправились на моторке тралить фарватер. Вернулись к обеду и сообщили, что зацепились кошкой за что-то железное и большое, километрах в трех от нашей стоянки. Кран это или нет, они определить не смогли. Глубоко. Нужен водолаз со скафандром.
Послали в Херсон за водолазом. Водолаз не хотел ехать. У него напарник заболел, а без напарника он не работает. Ему сказали, что у нас народ толковый, все сделают, что надо и как надо; и пообещали хорошо заплатить. Уговорили. Привезли водолаза со всеми его причиндалами, подтащили большой плот на место, поставили на якоря. Водолаз проинструктировал нас, как и что надо делать, мы помогли ему облачиться в скафандр, завинтили шлем, и он ушел под воду. Воздух водолазу по шлангам подавали через какой-то допотопный аппарат, с ручкой как у колодца. Связь по радио.
Слышим, водолаз сказал:
- Мало воздуха.
Стали крутить ручку быстрее.
Из-под воды нервный голос:
- Мало воздуха! Мало воздуха!
Крутим еще быстрее.
Истеричный крик:
- Вы что там, оглохли?! Мало воздуха, говорю!! Мало воздуха!!!
Все, включая меня, накинулись на колесо и давай крутить так, что чуть дым не пошел.
И тут всплывает водолаз в очень раздутом скафандре, не головой вверх, как положено, а плашмя. Подтянули мы его к плоту и отвинтили шлем. Оттуда со свистом пошел воздух и одновременно мат - хороший, морской, минут на пятнадцать! Оказывается, команда "мало воздуха" означает, что надо качать меньше воздуха. Нашего водолаза мы так раздули, что он застрял в каких-то железках и чудом выбрался. А что там лежит на дне, кран или что другое, он не понял. Еще раз лезть под воду он категорически отказался.
- Вернется напарник, тогда и поговорим, - сказал он и уехал со всеми своими причиндалами.
Тогда директор фильма Леонид Коновалов с официальной просьбой обратился к спасательной службе пароходства в Херсоне. Сразу мы к ним не обратились, потому что хотели, чтобы о потонувшем кране знало как можно меньше народа. Из Херсона пришел водолазный катер, они быстро выяснили, что в том месте на дне лежит не наш кран, а какая-то железяка. "Бог знает, что это такое, и откуда оно взялось!"
После двух дней поисков кран нашли в Херсоне, он лежал на дне, рядом с причалом, у которого перед отходом швартовался "Казахстан". Кран подняли, но снимать с него было уже нельзя; пока мы его искали, украли почти все грузы - противовесы (они нужны для баланса). Местные быстро сообразили, что грузы (пятикилограммовая чугунная пластина с ручкой) - очень полезная вещь: привязал веревку, кинул в воду и никакого якоря не надо. Сидишь себе в лодке и ловишь спокойно рыбу - хочешь на удочку, хочешь на спиннинг, хочешь на мормышку!
И финальный кадр нам пришлось снимать с кормы "Богдана Хмельницкого". Получилось хорошо (у Юсова иначе и не бывает). Но с крана было бы намного эффектней.
В Москве, разумеется, узнали, что кран побывал в воде. И у меня с Вадимом за грузы-противовесы из постановочных (гонорара) вычли по триста рублей!
- Мало воздуха, - усмехнулся Вадим, когда в кассе мы расписывались в ведомости.
Subscribe

  • Ангел карантина

    Тем временем в саду Стивена Моффата (фото из его инстаграмма).

  • Усы

    Известно, что Петр I брил бороды, а Николай I ненавидел усы у гражданских лиц. (Текст указа сам по себе любопытен: усы и бороды носят то ли на…

  • Тогда

    О визите принца Филиппа и принцессы Анны в Киев (1973): 1) воспоминания предгорисполкома; 2) документы КГБ ("с учетом имеющихся данных о…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments