Михаил Назаренко (petro_gulak) wrote,
Михаил Назаренко
petro_gulak

Categories:

И раздача слонов

Регулярно пропускаю интересные материалы из "НЛО", хотя, казалось бы. По ссылке in_b вышел на статью Ильи Виницкого, которая, в частности, содержит пересказ "Медиумизма" (1875) Николая Вагнера:

"Из Лондона Вагнер переносит читателей в североамериканский штат Вермонт, на ферму братьев-медиумов Уильяма и Горация Эдди (William and Horatio Eddy), где в 1874 году имели место многочисленные явления материализации, превратившие Читтенден в "спиритическую столицу мира". Удивительные истории сменяются в его изложении с калейдоскопической быстротой: в воздухе материализуются и парят шали, рассерженный дух сбривает медиуму половину усов и бороды во сне, индианка-привидение Хонто дает Олкотту измерить свой рост в интересах науки, а также оставляет ему на память прядь волос и клочок платья, которое тут же чудесным образом восстанавливается. Своей кульминации читтенденские чудеса достигают с приездом на ферму Эдди русского медиума г-жи Б* (то есть Елены Петровны Блаватской).
[...] В первый же вечер объявился "призрак среднего роста, хорошо одетый в полутурецкий полугрузинский костюм". На вопрос, как его зовут, дух ответил, "кланяясь и скаля зубы": "Михалко Батоно".
Госпожа Б[лаватская] сразу узнала в нем знакомого крестьянина, служившего в Имеретии у некоего Гегидзе. В подтверждение своего грузинского происхождения Михалко исполнил по просьбе Олкотта народную песню "Тирес, тирес бербере!", тотчас же записанную Блаватской.
Михалко и далее являлся зрителям читтенденских сеансов — иногда полностью, а иногда частично. Так, однажды из-за занавески появилась "загорелая, запачканная рука Михалко, покрытая бородавками и обмотанная янтарными четками" (последние, по объяснению Блаватской, отражали местный обычай, а потому свидетельствовали об аутентичности грузинского привидения). Госпожа Б[лаватская] попросила эту руку сыграть грузинский танец лезгинку, "и рука довольно долго брянчала на гитаре это живое аллегро".
"Интересно было появление русских призраков среди американского захолустья", — продолжал Вагнер, кажется, не без патриотического задора. Г-же Блаватской явилась ее нянька, говорившая по-русски и назвавшая ее детским прозвищем "верхолазица". Затем явился джентльмен с Анненским крестом, оказавшийся ее дядей, бывшим председателем палаты в Гродно. "Да, это я, Елена, твой дядя Густав", — сказал он и обнял ее. Наконец, русский дух передал Блаватской медаль за храбрость, полученную ее отцом за кампанию 1828 года. По признанию этого духа, медаль была взята из ставропольской могилы генерала Блаватского, умершего в 1873 году. Под воздействием русского медиума также являлись представители других народов: немец, французы, индиец, молодой курд. Явился и джинн-великан "в национальном (?) костюме". Образовался своего рода загробный интернационал (или, можно сказать, посмертная эмиграция из Старого в Новый Cвет). Невидимыми таинственными исполнителями разыгрывались "различные соло, дуеты и, наконец, целая оркестровая пьеса".
Subscribe

  • Current mood

    Сова-Диоген. Чувствую себя совой-Диогеном.

  • Усе ближче

    Отут можна послухати мою вчорашню розмову з Оленою Гусейновою про антологію "Крім "Кобзаря"", яка - нагадую - має вийти до кінця весни.

  • Офіційно

    В середу, 7 квітня, о 12.10, на радіо «Культура» в програмі «Пряма мова» ми з Оленою Гусейновою говоритимемо про мою книжку, що вже за півтора…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments