Михаил Назаренко (petro_gulak) wrote,
Михаил Назаренко
petro_gulak

Categories:

Беовульф и нибелунг

За последние пару недель посмотрел два, условно говоря, фэнтезийных фильма. Первый - условно фэнтезийный - просто понравился; второй - условно фильм - произвел чрезвычайно сильное впечатление, так что в последние дни я о нем рассказываю всем, до кого могу дотянуться. Вот и до вас добрался.

Beowulf & Grendel (2005)
Что об этом фильме сказать такого, чего не сказали бы - из числа моих френдов - gerberga и jaerraeth? Буду повторяться.
Конечно, это не "Беовульф" - в том смысле, что от поэмы фильм далек: не сюжетно (хотя до дракона дело так и не доходит), но, я бы сказал, по картине мира. "Огромная земля, окруженная безбрежным морем, под недосягаемым сводом небес", где любая "битва кончается поражением" (если вспомнить слова Толкина, пер. dreiviertel), - так вот, этого в фильме нет, и поэтому роман Джона Гарднера - с его драконом, цитирующим Сартра, - в большей степени верен оригиналу.
А что же есть? Замечательно красивые пейзажи (но вполне человеческих масштабов), среди которых реконструирована древняя история, как она могла бы произойти. И - парадокс: в полной мере "сработает" фильм именно для тех, кто помнит поэму. Вот эта курная изба (куда ей до Эдораса!) - и есть тот самый величественный Хеорот; значит, в это время и для этих людей он действительно велик. Не говорю уж о деталях, которые обыгрывают те или иные сюжетные повороты оригинала.
Самый, пожалуй, убедительный для меня эпизод: Беовульф со товарищи плывет на челне и задумчиво смотрит за борт. Вдруг из воды поднимается троллья лапа (мамы Гренделя, как мы узнаем потом), хватает витязя за руку - Беовульф ее сбрасывает обратно в воду - и никто не обращает на это внимания. Ну, лапа, ну, высунулась. Бывает. Бывает.
По ощущению "B&G" очень напомнил "Храбра" Олега Дивова - и не только потому, что в книге и фильме действуют полулюди-полуйотуны. Не в этом дело. Но ощущение полулегенды-полуправды, спрятанной от нас за долгими столетьями... но грань эпох, когда старый мир еще не окончательно ушел в сказки (он здесь, древний и опасный), но уже зарождается новый уклад... когда речь идет не о единственности Бога, но о том, что он сильнее старых богов... В общем, похоже; только книга Дивова добрее и, пожалуй, грустнее.
Резюме: фильм - не шедевр, но посмотрен с приятностью и будет поставлен на полку.
А вот второе кино....


Der Ring des Nibelungen (1980)
...А вот это - пожалуй что и шедевр. Видеоверсия знаменитой постановки вагнеровской тетралогии, осуществленной в 1976 году Патрисом Шеро - и не где-нибудь, а в самом Байрейтском театре! Публика тогда была возмущена, Рихтер. говорят, в дневниках проклинал Шеро, - а теперь эту версию называют "эталонной".
Сразу скажу: других версий "Кольца" я не видел, ланговский фильм смотрел крохотными фрагментами - сравнивать не могу. Но этот фильм на меня произвел сильнейшее впечатление.
Постмодернизм. Этакий том-стоппардовский постмодернизм. Персонажи ходят в костюмах XVIII-XIX веков, Вотан - герой не то Достоевского, не то Ибсена, свита Хундинга - типичные русские разночинцы; Альберих крадется возле логова Фафнира в каком-то пальто и треухе, похожий не на гнома, а на ссыльнопоселенца; Миме - полукарикатурный еврей, таскающий обломки Нотунга завернутыми в газетку, в чемоданчике; дракон выезжает из логова на колесиках; да уже и в первой сцене рейнские скалы превращены в ГЭС; Зигфрид - рыжая арийская сволочь, напомнившая (и не только мне) светлой памяти Фейд-Рауту из линчевской "Дюны", шоб Стинг был здоров.
И знаете что? Это совершенно не мешает опере быть величественной, трагической, психологичной, человечной и пробивающей насквозь - при условии глубокого погружения, конечно же. Это действительно синтетическое искусство; это действительно миф - "то, чего не было никогда и что есть всегда". Маятник Фуко в кабинете Вотана - останавливающийся при слове "Конец!"; Брунгильда, омывающая еще живого Зигмунда и одевающая его в саван; прощание Вотана с валькирией и выкликание огня; последний дуэт Миме и Зигфрида, в котором герой слышит одновременно и коварные мысли нибелунга, и его умильные слова, - трагическая шизофрения почище голлумовской.
Всеобъемлюще.
Нет, я не смотрел все семнадцать - или сколько там - часов; к сожалению, только фрагменты. Но скажу всё равно: давно я не видел ничего настолько сильного.
"Беофульфа" посмотреть можно, "Кольцо" - необходимо.
Subscribe

  • После ясно-кристальных дней

    Я зажег на горах красный факел войны. Разгораяся лижут лазурность огни. Неужели опять для меня суждены Эти звонкие, ясно-кристальные дни? (Гумилев,…

  • Current mood

    Сова-Диоген. Чувствую себя совой-Диогеном.

  • Про пошлість і меншовартість

    Вчергове довелося наштовхнутися на твердження: «Кожен, хто повторює твердження про "велику російську культуру", бере участь у війні на боці ворога».…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments

  • После ясно-кристальных дней

    Я зажег на горах красный факел войны. Разгораяся лижут лазурность огни. Неужели опять для меня суждены Эти звонкие, ясно-кристальные дни? (Гумилев,…

  • Current mood

    Сова-Диоген. Чувствую себя совой-Диогеном.

  • Про пошлість і меншовартість

    Вчергове довелося наштовхнутися на твердження: «Кожен, хто повторює твердження про "велику російську культуру", бере участь у війні на боці ворога».…