Михаил Назаренко (petro_gulak) wrote,
Михаил Назаренко
petro_gulak

Пестрая лента - 2

В комментах ко вчерашней записи возникла дискуссия по поводу приложения "постколониальной" методологии к "Пестрой ленте". Отвечаю здесь - мне интересно мнение читателей, поскольку на затронутую тему я буду писать в следующей статье в "Реальность фантастики".

Методология статьи, на которую я сослался, - это методология "реальной критики", сродни разборам Чернышевского, который утверждал, что поскольку герой "Аси" слабоволен в личной жизни, следовательно, дворяне ничего не смогут изменить в жизни страны.
Главное в "Пестрой ленте" - это ее жанр. Классический детектив строится на контрасте внутреннего Космоса от внешнего Хаоса; преступник - всегда Иной, Чужой (как, впрочем, зачастую и сыщик - об этом хорошо написал dkluger в "Баскервильской мистерии"). Конечно, таким "Иным" в то время была Индия - вчерашняя территория с надписью "Here Be Dragons", сегодняшний алмаз в имперской короне. Это был классический Вызов: сможет ли Империя не только сделать эти "дикие края" собой ("Бремя Белого Человека"), но и найти формы в искусстве, которые позволили бы осмыслить Иное, ставшее частью Своего. (Здесь и далее под "Империей" понимается не реальность, а культурный конструкт.)
Отсюда и контраст английского джентльмена, способного принять любое обличье, вобрать в себя любую культуру, но всегда остающегося самим собой (ср., кстати, мистера Мертуэта из "Лунного камня" и киплинговского Кима), - и злодея, который приносит зловещие черты Иного в размеренный британский быт. В этом смысле Ройлотт ничем принципиально не отличается от "львиной гривы" из одноименного рассказа (а "восточные" привычки Ройлотта напрямую связаны с его интересом к цыганам).
Вина Ройлотта, в конечном счете, - в том, что он перестал быть британцем. Но "fear and rejection of inter-cultural experience" здесь не при чем: напротив, Империя - это и есть "inter-cultural experience", требующий сохранения собственной идентичности.
Tags: doyle, fields, kipling
Subscribe

  • Кажинный раз на этом самом месте

    Ольга Седакова: "М.Л.Гаспаров обычно отвечал без малейшего промедления - и при этом такими фразами, которые как будто не должны были бы успеть…

  • Бобе майсес

    Сто лет этот мультфильм не пересматривал. "И ребе сказал ему: - А как же!.."

  • Солидный Господь...

    Из ФБ Dilshat Harman: Сегодня узнала, что мистерию "Распятие Христа" в средневековом Йорке разыгрывали члены гильдии изготовителей гвоздей, и вся…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 32 comments

  • Кажинный раз на этом самом месте

    Ольга Седакова: "М.Л.Гаспаров обычно отвечал без малейшего промедления - и при этом такими фразами, которые как будто не должны были бы успеть…

  • Бобе майсес

    Сто лет этот мультфильм не пересматривал. "И ребе сказал ему: - А как же!.."

  • Солидный Господь...

    Из ФБ Dilshat Harman: Сегодня узнала, что мистерию "Распятие Христа" в средневековом Йорке разыгрывали члены гильдии изготовителей гвоздей, и вся…