Михаил Назаренко (petro_gulak) wrote,
Михаил Назаренко
petro_gulak

Categories:

О сагах в литературе

Прочитал раннюю пьесу Ибсена - "Воители в Хельгеланде": очень вольная вариация на тему "Саги о Вельсунгах". Вот что Ибсен пишет в предисловии к немецкому изданию:
"Идеализированные и в известной мере безличные образы саг годятся для воплощения на сцене в настоящее время меньше, чем когда-либо; но и совершенно независимо от этого моим намерением вообще было изобразить нашу жизнь в древнее время, а не наш мир саг".
Самое интересное тут - год, в который сказаны эти слова: 1876-й, год премьеры "Кольца Нибелунгов". Все равно, как если бы в 1955-м кто-нибудь написал о невозможности использования образов германо-скандинавской мифологии в современной литературе. (Да так и писали, гады.)
К сожалению, полный текст предисловия в русском переводе я не нашел - а там вполне могло быть и что-то конкретно о Вагнере.
Какого же результата добился Ибсен? Его герои руководствуются какими угодно мотивировками, только не современными и не мифологическими. Представления о чести, бесчестии, ценности жизни, нормах поведения - всё другое. Но все события - подчеркнуто реалистичны. Потому Ибсена и упрекали за "снижение" материала. Пробуждение / завоевание Брунгильды превращается в убийство белого медведя. Я не шучу. Такое условие поставила Йордис перед претендентами на ее руку. Гуннар струсил, Сигурд (тайно влюбленный в Йордис) совершил подвиг за него, ночью пришел к Йордис в Гуннаровом доспехе и положил между собой и нею меч (было такое в сагах или это уже тристан-изольда?). Всё это излагается торжественным языком романтической драмы, который к сагам отношения не имеет.
Эффект очень интересный. С одной стороны - изображен мир "настоящего" прошлого, т.е. качественно отличного от современности. С другой - именно эта дистанция в сочетании с приемами драмы XIX века делает "Воителей" чем-то архаическим - во всех смыслах слова. Вагнер выстроил мифологическую структуру и оказался вневременным; Ибсен верен времени (двум временам: Х и XIX векам) - и остался в глубоком прошлом.
Tags: fields
Subscribe

  • Усе ближче

    Отут можна послухати мою вчорашню розмову з Оленою Гусейновою про антологію "Крім "Кобзаря"", яка - нагадую - має вийти до кінця весни.

  • Як пишеться історія літератури, або Привид київського ченця

    Валерій Шевчук – безперечно, дуже вагома постать в сучасній українській культурі. Так само ніхто не буде заперечувати, що він зробив дуже багато…

  • Офіційно

    В середу, 7 квітня, о 12.10, на радіо «Культура» в програмі «Пряма мова» ми з Оленою Гусейновою говоритимемо про мою книжку, що вже за півтора…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments