И еще – книга, которую я уже как-то цитировал: "Формовка советского читателя" Евгения Добренко. Вот, кстати, отрывок из нее – как раз в тему:
...обратимся к статье, исключительно ярко отражающей борьбу идей вокруг проблемы "юного читателя". Речь идет о статье 1924 года В.Невского, поистине "пламенного революционера" библиотечного дела, с сенсационным названием "Борьба с детским чтением". Логика Невского такова: книга есть суррогат жизни, поскольку знакомит нас с тем, чего мы не пережили сами; дети — самые активные читатели, причем именно дети "тихие, пассивные". Таким образом, "книга — орудие слабых, суррогат жизни для недостаточно активных натур; наркотик для тех, кто создает себе красочные грезы взамен красочной жизни. Увлекаясь чтением, ребенок отходит от жизни... Это — первый вред книги".
"Второй вред книги" — она "отучает детей от сильных переживаний": "Когда ребенок читает книгу о страданиях других, он также воспитывает в себе привычку к ним, благодаря которой он легче относится к ним в действительной жизни, — т.е. менее отзывчиво, менее активно. Вся эта хваленая детская чуткость, воспитанная книгами, есть не что иное, как дряблый сентиментализм, наклонный к нежным чувствам и слезам, но вялый в практических действиях".
"Третий вред книги" — она "притупляет естественную наблюдательность ребенка, давая концентрированное отражение жизни".
"Четвертый вред книги" — "она воспитывает шаблоны мысли и поведения... приучая мыслить и действовать по известным трафаретам — книга притупляет тем самым критическое и личное, независимое отношение к окружающей действительности".
"Пятый вред книги" — "детское чтение и физическое развитие ребенка есть два антипода... (порча зрения, искривления позвоночника, плохое окисление крови и т.д.)". Перечислив все эти обвинения в адрес книги, Невский пришел к следующим выводам относительно "руководства детским чтением": "детская библиотека без клубной работы с детьми есть определенное зло; только в союзе с детским клубом детская библиотека превращается в мощное педагогическое учреждение... Роль детской книги — прежде всего — роль разведчика действенных детских интересов". "Детская жизнедеятельность" должна опираться не на книгу, а на "самоуправляющиеся детские коллективы". Чтобы свести к минимуму вред чтения, нужно принять за принцип: книга есть только побуждение к действию. Следовательно, главное — это "соотношение между числом прочитанных книг и количеством проделанных детьми работ: чем выше будет последнее число по отношению к первому, тем правильнее и серьезнее поставлена библиотечная работа с детьми; чем больше прочитанных книг и чем меньше проделанных работ — тем бесценнее, тем вреднее работа такой детской библиотеки". В конечном счете, по Невскому, "чтение всяких писателей должно быть только подготовительной работой к собственному детскому писательству".
Глубоко смотрели в 1920-е годы.