Михаил Назаренко (petro_gulak) wrote,
Михаил Назаренко
petro_gulak

Category:

От Пеганы к Валинору через Кор

"Образ Галадриэли в равной степени ориентирован на образы [хаггардовской] Аэши и Богородицы" - написал эту фразу в статье и задумался. Любопытная закономерность творчества Толкина - почти синхронное изменение разных уровней текста. По мере того, как мифологический план сдвигается от собственно мифа (язычества) к христианству, Толкин упорно пытается избавиться от стилистического влияния тех авторов, кто во многом определил построение его ранней прозы (вплоть до первой книги "Властелина"). Макдональд, Дансени, Хаггард - кажется, только от Морриса уйти не удалось, да Толкин особо и не стремился (даже "Странствия Хурина" - текст 50-х годов - вещь отчетливо моррисовская). То есть: стремление к большей моральной определенности (и даже определенности космологической - не случайно Толкин пытался превратить изначально плоскую Землю в изначально круглую) - и одновременно отталкивание от морально двусмысленной викторианско-эдвардианской фантастики. Иногда Толкину это удавалось ("Атрабет Финрод ах Андрет" - текст замечательный), чаще нет: материал противился. Наверняка это уже обсуждалось - а вот проследить эволюцию было бы интересно.
Tags: fields, tolkien
Subscribe

  • «Мороз»

    До речі, про Олексу Стороженка. Маю питання до історично обізнаних френдів. В оповіданні «Закоханий чорт» той самий чорт каже герою, що запорожців…

  • Одна буква / одне прізвище

    Как прекрасно известно текстологам, от ошибки, возникшей один раз, очень трудно избавиться – особенно если никто этим и не думает заниматься. Два…

  • Песня

    «Ты скажешь – как это мило…» (БГ) Вот идут Петров и Боширов, Вот идут Петров и Боширов, oh yeah, С флаконом «новичка» против всяких дебоширов Вот…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments