Михаил Назаренко (petro_gulak) wrote,
Михаил Назаренко
petro_gulak

Category:
  • Music:

2017 и др.

Ну-с, дочитал вчера "2017" Ольги Славниковой и должен признать, что был несправедлив к роману по первым его страницам. Страшная концентрация метафор подрассосалась, и книга пошла довольно живо не с сотой и не с двухсотой страницы, как меня предупреждали, а где-то с тридцатой. Но, с другой стороны, то, что я читал роман больше месяца, надолго его откладывая, тоже говорит (обо мне) многое.
Да, на фоне русской фантастики прошлого года (за вычетом двух-трех имен) "2017" смотрится монументально; и не только на фоне фантастики. надо полагать (Букеровская премия, напомню). Но:
Тынянов говорил, что пушечное ядро - такое кривобокое, некрасивое, но летит; так и литература. Я в этом не уверен, но любопытно, что две самые заметные книги прошлого года иллюстрируют это положение. "ЖД" - ядро откровенно кривоватое (дизайн такой: "русский роман"), но летит; или: летит, но кривоватое. "2017" - шар изумительной симметричности, намертво вмурованный в бетон и, кажется, полый внутри.
Роман совершенно лишен внутреннего движения. Ни история экспедиции "хитников" за корундами, ни рассказ о том, как гранильщик камней Крылов (новый Данила-мастер) влюбился в аватару Каменной Девки, медной горы хозяйки,  - ни одна из этих историй не доведена до конца и ни одна не содержит в финале ничего, чего не было бы в начале. Развития нет, есть мгновенный перескок. Пожалуй, единственный живой персонаж романа - гламурная Тамара, бизнесвумен, сильная и уязвимая одновременно (нет, типаж не нов, - оформление хорошо).
Как стиль Славниковой заставляет вспомнить (да нет, постоянно помнить) о Набокове, - так и сюжеты ее вызывают в памяти недавние романы Быкова и Иванова. Ни в коем случае не плагиат (писались-то книги одновременно), - скорее, веяния времени, которые, к слову сказать, наша "жанровая фантастика" отражать разучилась (важное исключение: Андрей Валентинов; о тех, кто и писать-то не умеет, не говорю).
И при этом: у Быкова переход России из не-истории в историю - огромный, тысячелетний, тектонический процесс; у Славниковой - маскарад после двух десятилетий застоя. У Иванова - исконная сила земли, у Славниковой - вольное и, в общем-то, поверхностное обращение с отдельными образами, которые остаются, по большому счету, антуражем. 
Отнюдь не жалею, что прочитал; но пребываю в убеждении, что это - мимикрия под литературу, без крови и нервов. Неудивительно, что Немзеру понравилось: это само по себе достаточная оценка.
Прекрасно знаю, за кого буду голосовать на "Портале" (нет, не скажу), и понятия не имею, за кого проголосует жюри в целом. Возможно, что и за Славникову - и это будет не худший выбор: техника у нее крепкая, но кроме техники...

Как ни странно, Славникова особенно хорошо читалась под песни Тори Амос, с которыми я только знакомлюсь. Еще не понял: то ли эта музыка -  параллель, то ли контрапунткт-противофаза к тексту "2017".
Tags: books
Subscribe

  • Солидный Господь...

    Из ФБ Dilshat Harman: Сегодня узнала, что мистерию "Распятие Христа" в средневековом Йорке разыгрывали члены гильдии изготовителей гвоздей, и вся…

  • После ясно-кристальных дней

    Я зажег на горах красный факел войны. Разгораяся лижут лазурность огни. Неужели опять для меня суждены Эти звонкие, ясно-кристальные дни? (Гумилев,…

  • Current mood

    Сова-Диоген. Чувствую себя совой-Диогеном.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments