Михаил Назаренко (petro_gulak) wrote,
Михаил Назаренко
petro_gulak

Categories:

Что я видел. 2 - Прага

А вот с Прагой, боюсь, мне не справиться. И с осмыслением, и с описанием. Я не успел - и не смог - ее грокнуть.
Я и Майринка-то не осилил.
Поэтому - обрывки.
Многие города хранят свое прошлое в более или менее успешной консервации: вот исторический уголок, который пытается сопротивляться обступившему его будущему. Прага не такова: это современный город, для которого естественно обитать в исторической среде. Поэтому для меня было порой затруднительно представить, что вот по этим улицам ходили Йозеф Швейк и Йозеф К. (не говоря уж о Джоне Ди и Эдварде Келли), хотя сами улицы не так уж изменились Пожалуй, лучше всего взаимодействие старого и нового заметно в сфере монументальной скульптуры:
В центре города лежит Вацлавская площадь - по сути, километровый бульвар, увенчанный памятником Вацлаву-на-коне (а за спиной святого короля расположен дворец, по которому в 1968-м жахнули из танков: не могли поверить, что в таком великолепном здании расположен всего-то палеонтологический музей). Вот, а в пяти минутах ходьбы от коня находится Лантерна, здание начала века, в котором, натурально, размещался синематограф, - и вот в этом-то ар-нуво и фин-де-сёкле под куполом висит конь. Конь святого Вацлава. Вверх ногами. Голова примерно на высоте человеческого роста. А на его брюхе верхом сидит сам Вацлав. Скульптура местного авангардиста, Церетели, Дали и Ч.Т.Джонсона в одном лице. С его творениями я время от времени сталкивался и в старых районах. Неподалеку от Вифлеемской часовни из стены дома - довольно высоко - торчит балка, а на ней, уцепившись одною рукой, висит В.И.Ленин. Это скульптура называется "Конец тысячелетия". А возле музея Кафки стоят не только двухметровые буквы "К", сросшиеся спинами, но и фонтан - два писающих мужика, которые одновременно поводят бедрами из стороны в сторону.
Звучит дико, а выглядит... очень органично. Потому что город - живой, даже в исторической своей части.
Описывать каждую достопримечательность бессмысленно. Только назову то, что запомнилось ярче всего.
Собор Святого Витта, который меняется изнутри - с каждой новой точки обзора; его бесконечные горгульи; его винтовая лестница в 270 ступеней (у меня закружилась голова) и такой же калейдоскопический вид с обзорной площадки.
Парки вокруг королевского дворца - не самые большие и не самые роскошные, но умиротворяющие; и, у подножия холма, в Малой Стране, парк Вальштейна (Валленштейна), прямо во дворе Сената: дорожки, павлины, пруды с золотыми рыбками, фиолетовая стена из искусственных... кристаллов? сталактитов?.. и, под огромными колоннами, площадка для музыкальных вечеров.
Эгипетские места - те, что появляются или упоминаются во втором томе. Лестница в сто ступеней и семнадцать, что ли, пролетов, ведущая из Градчан в Малую Страну: по ней Ди поднимался к Рудольфу. Вид на весь старый город - и белая скульптура, которая меняет позу, когда к ней приближаешься: мим в свободном облачении. (И дом Фауста к югу от Карловой площади - совершенно обычный дом, каких много в Праге, если не знать, что это и вправду дом Фауста, которым одно время владел Келли. И башня алхимиков у самого Св. Витта - небесный глобус укреплен на стене соседнего дома...)
Йозефов, еврейский квартал. Староноваая синагога, в которую приходится спускаться, потому что вокруг нее вырос культурный слой, - очень маленькая внутри, и как в ней помещался Голем? Чью фигурку я купил в доме напротив, на другой стороне узкой улочки, в еврейской ратуше, на которой часы идут в обратную сторону.
Кофейня "У Кафки" - едва ли не на том самом месте, где жил Бен Бецалель. Столики на мостовой.
Собор Св. Микулаша на Малостранской площади - каких-то совершенно нечеловеческих размеров барочное сооружение... и вот об этом нужно сказать подробнее; но сначала о другом.
Прага кормится туристами, и туристов в ней чрезвычайно много. Поэтому лучше всего мне было вечером, между девятью и полуночью, когда стоит только сделать два шага вбок от людной улицы - и оказываешься в точно такой же, но рядом ни души. Когда ослепительные чайки взлетают над такими же белыми домами. Когда в одиночку спускаешься на причал или просто к берегу Влтавы - у самого Карлова моста; или идешь через заросли вдоль забора какого-то правительственного дворца; или за минуту до закрытия влетаешь в лавку "Shakespeare & Co" (на полпути между Карловым мостом и музеем Кафки) - в кармане все равно ни гроша, но локти-то покусать можно?.. И, конечно, сам Карлов мост, над которым с обоих концов нависли громады ворот, соборов, замков и ратуш, а туристы на счастье касаются барельефов на подножии статуи Св. Яна Непомуцкого - удачу приносит, разумеется, изображение самого Яна, но к нему очередь, поэтому столь же отполирована собака нечестивого короля...
Так вот, о громадах.
Бродя по ночному городу, я понял, почему Кафка появился именно в здесь, - еще бы, когда Пражский Град так явственно управляет городом. Но дело не только в этом. Москва, скажем, на меня производит впечатление города, который враждебен человеку и подавляет его (возможно, ошибаюсь); Прага же - просто larger than life, и вызывает не "страх", а "трепет", если я правильно употребляю эти слова. Она - вот такая, огромная, сама по себе, а если ты не соответствуешь ее размерам, так это, во-первых, твои проблемы, а, во-вторых, всегда можно подыскать убежище поменьше.
И отсюда - Гашек: хорошо посмеиваться над имперским великолепием, сидя в кафе или кабачке.
И отсюда - Чапек: можно страшиться, можно смеяться, но надо и рационально осмыслить. Да, на Влтаву я тоже смотрел другими глазами, памятуя, что по ней плыли саламандры.
За Чапека, кстати, очень обидно. Кафка - на каждой трамвайной остановке, Моцарт - на каждой урне (буквально!), Швейков - уйма (но знаменитый трактир "У чаши", где встречаются в шесть часов вечера после войны, разочаровал). Чапека - просто нет, ни на карте, ни в путеводителе. Даже в книжных магазинах я видел только одну его книгу, и ту на английском. Странно это и несправедливо, если я опять что-нибудь не пропустил.
Продолжение - днем, а сейчас - ответ на животрепещущий вопрос, возникший в комментах.
Нет, я не знаю, что такое "задло назгула"! Паб был закрыт.
Tags: private
Subscribe

  • «Мороз»

    До речі, про Олексу Стороженка. Маю питання до історично обізнаних френдів. В оповіданні «Закоханий чорт» той самий чорт каже герою, що запорожців…

  • Одна буква / одне прізвище

    Как прекрасно известно текстологам, от ошибки, возникшей один раз, очень трудно избавиться – особенно если никто этим и не думает заниматься. Два…

  • Песня

    «Ты скажешь – как это мило…» (БГ) Вот идут Петров и Боширов, Вот идут Петров и Боширов, oh yeah, С флаконом «новичка» против всяких дебоширов Вот…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments