Михаил Назаренко (petro_gulak) wrote,
Михаил Назаренко
petro_gulak

Category:

Миф как ходячее противоречие

В предисловии к БВЛовской "Калевале" тщательно подсчитан процент строк, дописанных Лённротом, и сделан вывод, что перед читателем - несомненно, народный, а не авторский эпос, и пр., и пр. Однако Пропп (которого в БВЛ, конечно,нет) справедливо указывал, что сам отбор одного варианта из ряда противоречащих друг другу версий, сама попытка установить причинно-следственные связи там, где их нет и не было, - есть акт авторской воли, чуждой законам порождения мифов.
Отсюда вопрос: а кто из писателей следовал этим законам? Кто создавал внутренне противоречивые (нео)мифологические тексты?
Сходу приходит в голову несколько вариантов:
1. Обработка фольклора. Братец Кролик прилип к смоляному чучелку, старый Лис его поймал, а дальше... "Кто говорит – Братец Медведь пришел, его выручил, а кто говорит - нет. Слышишь, мама зовет тебя. Беги, дружок". Разумеется, Братец Лис съел Кролика; разумеется, в следующий раз Кролик его снова перехитрил. ("В следующий раз будем поумнее", как говорил не то Розен-, не то Гильден-.)
2. Расходящиеся тропки. Не вполне тот случай, поскольку речь идет не о самостоятельных сюжетах с неким набором фигурантов (чьи свойства могут радикально меняться), но о разветвлениях после ключевой точки. Сюда же "В чаще" Акутагавы.
3. Мифология в развитии, откуда и противоречия. Повторение филогенеза в онтогенезе. Фолкнер (Чик Маллисон родился в 1914 и 1924 годах; Иккемотубе и Иссетибеха находятся по крайней мере в трех разных родственных отношениях). Толкин (но он-то, в отличие от Фолкнера, стремился к недостижимой унификации: сам себе Аполлодор).
4. Собственно мифическая модель. Тщательно собираются все существующие варианты, вопрос о том, какому верить, даже не возникает: истинны все. "Хазарский словарь"? В значительной степени. Там есть, конечно, "основная" версия (еврейская) - так и в развитых мифологиях такая имеется. Дансени, пожалуй. Ле Гуин, "Всегда возвращаясь домой" - ну, это в чистом виде этнологический эксперимент: тоже запись фольклора, хотя и несуществующего. Маловато будет! Вроде бы французский "новый роман" с подобными сюжетами экспериментировал? Слишком плохо его знаю. В "Моби Дике" сюжетная линия одна, но сам Белый Кит может быть совершенно чем угодно: здесь скорее безграничность символа, чем мифический образ.

Попытка создать набор (авторских) текстов, которые бы несли основные структурные черты мифа, да еще и раскладывались по леви-строссовской "партитуре": теоретически возможно. Но любой писатель попытается связать этот набор в нечто цельное (ибо "поэзия философичнее истории"): тут мифу и конец. На чем и попалась Ле Гуин - опыт героический, но неудобочитаемый и отчетливо идеологизированный.
Tags: fiction
Subscribe

  • «Мороз»

    До речі, про Олексу Стороженка. Маю питання до історично обізнаних френдів. В оповіданні «Закоханий чорт» той самий чорт каже герою, що запорожців…

  • Одна буква / одне прізвище

    Как прекрасно известно текстологам, от ошибки, возникшей один раз, очень трудно избавиться – особенно если никто этим и не думает заниматься. Два…

  • Песня

    «Ты скажешь – как это мило…» (БГ) Вот идут Петров и Боширов, Вот идут Петров и Боширов, oh yeah, С флаконом «новичка» против всяких дебоширов Вот…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments

  • «Мороз»

    До речі, про Олексу Стороженка. Маю питання до історично обізнаних френдів. В оповіданні «Закоханий чорт» той самий чорт каже герою, що запорожців…

  • Одна буква / одне прізвище

    Как прекрасно известно текстологам, от ошибки, возникшей один раз, очень трудно избавиться – особенно если никто этим и не думает заниматься. Два…

  • Песня

    «Ты скажешь – как это мило…» (БГ) Вот идут Петров и Боширов, Вот идут Петров и Боширов, oh yeah, С флаконом «новичка» против всяких дебоширов Вот…