Михаил Назаренко (petro_gulak) wrote,
Михаил Назаренко
petro_gulak

Найдите, что спрятал Фальтер

Из очередного эссе Омри Ронена ("Перечтение"):

"Самое знаменитое среди таких произведений в русской словесности — это, разумеется, “Дар”. Весь текст романа рассчитан на перечтение. При первочтении мы имеем дело с сочиняемой книгой, при перечтении — с книгой, сочиненной за рамкой той, что уже прочитана. В иных местах повествования ткань его как бы протерта и сквозь нее виднеется событие или место, описанное в тексте позже и, следовательно, знакомое только тому, кто уже один раз прочел эту книгу. В первой главе герой, идя по улице, находит в буром небе берлинской ночи “топкие места, тающие под взглядом, который таким образом выручал несколько звезд”, и вдруг видит: “Вот, наконец, сквер, где мы ужинали, высокая кирпичная кирка…” Ужин этот, вдвоем с возлюбленной, произойдет, однако, только в последней главе — “посреди бездревесного сквера”, недалеко от которого “площадь и темная кирка”. Есть комментаторы, считающие, что упоминание “сквера, где мы ужинали”, относится не к концовке романа, а к более раннему эпизоду в первой главе, когда герой ест пирожки, “сидя на сырой скамье в сквере”, местоимение же множественного числа представляет собой авторское “мы”. Но и в таком случае как раз двоякая правдоподобность воспоминания об ужине в сквере, которое может относиться и к одному и к другому эпизоду, создает эффект как бы двойной поверхности повествования. Ведь именно за ужином в сквере в конце романа герой опишет своей возлюбленной главную идею книги, которую он задумал. Образ этой книги в последних строках “Дара” “синеет за чертой страницы, как завтрашние облака, и не кончается строка”. “Продленный призрак бытия” в самом деле виден после того, как автор поставил точку; не только потому, что внимательный читатель знает, что в этом Schlusselroman’е у героев нет ключей к квартире, куда они возвращаются после ужина, но и оттого, что в зачине первой главы, создавая скреп между концом романа сочиненного и началом романа, который будет сочинен, появятся упомянутые в заключающей роман онегинской строфе “завтрашние облака”: “Облачным, но светлым днем, в исходе четвертого часа, первого апреля 192… года”.

Для читателей Набокова факты и интерпретации, конечно, известные - меня фрагмент эссе заинтересовал главным образом тем, что в нем НЕ акцентирована довольно важная для романа мысль: "Дар" не является той книгой, которую Федор задумывает в финале (или же мы должны принять, что о подлинной жизни Годунова-Чердынцева нам неизвестно ровно ничего). Прустовская модель, конечно.
"Дар" потому и завершает первый период творчества, что в нем реальность абсолютна - вот только смысл ее необходимо (и невозможно?) обнаружить; она дана в ощущениях и воспоминаниях, но читатель останавливается на пороге ее преображения в текст.
Закономерный следующий шаг - двоение автора ("Себастьян Найт": "...или мы оба суть некто третий..."), далее - принципиальная неопределенность авторства ("Бледный огонь"; а, кстати, существует ли Зембля?). Ситуация, обратная по отношению к "Дару": реальности нет, есть только ее безумные отражения или, в лучшем случае, равнозначные альтернативные версии ("Пнин"). До первотекста можно добраться лишь в смерти (финал "Незаконнорожденных" - восходит к "Приглашению на казнь", но иной образ мира). Незаконченность переходного "Solus Rex" оказывается не случайностью, но закономерностью.
Ср. поиски каталога Вавилонской библиотеки и проч. - но там, где у Набокова остается неповторимая личность (пусть искаженная, как Кинбот-Боткин), Борхес ее стирает, уравнивает с любой другой ("Богословы", "Бессмертный"). Это ли граница модернизма и постмодернизма?
Tags: nabokov
Subscribe

  • Песня

    «Ты скажешь – как это мило…» (БГ) Вот идут Петров и Боширов, Вот идут Петров и Боширов, oh yeah, С флаконом «новичка» против всяких дебоширов Вот…

  • Лектор готовий

    Мені було дуже цікаво прочитати курс лекцій «ХХ століття: канон і поза каноном» у "Dom Майстер Клас", і я вдячний усім, хто дивився лекції та…

  • Кажинный раз на этом самом месте

    Ольга Седакова: "М.Л.Гаспаров обычно отвечал без малейшего промедления - и при этом такими фразами, которые как будто не должны были бы успеть…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments