Михаил Назаренко (petro_gulak) wrote,
Михаил Назаренко
petro_gulak

Categories:

Эльфийское христианство

Самодеятельное московское издательство "Арес" "на коленке" печатает любопытные книги. Вышла Кэтрин Бриггс - "Эльфы в традиции и литературе" (перевод давно висит в сети; в книге - полное отсутствие редактуры). Теперь вот в руки попал сборник "О древнеисландском колдовстве и сокрытом народе". Четвертая степень толкинутости, но есть любопытные сведения - не знаю, насколько достоверные.

Однажды на хутор Хвасса-фетль (Эйя-фьорд, север Исландии) внезапно налетела гроза и хозяева принялись загонять скот. Но одна корова пропала, и, несмотря на поиски, ее не удалось найти. Время было позднее, и хозяйка ушла спать, приказав служанке, в случае, если корова вернется, подоить ее в ведро, стоявшее у дверей доильни. "...Ночью хозяйка увидела во сне, что к ней пришла одетая в черное платье женщина, которая назвала себя эльфой, и пожаловалась, что ее единственная корова не дает молока, а муж смертельно болен, она просила налить ей молока в ведро, стоящее перед доильней. При этом добавила, что не сможет полностью заплатить хозяйке за молоко. Хозяйка налила этой женщине молока, не попросив плату. Когда она проснулась на следующее утро и вспомнила свой сон, то увидела, что ведро пустое, хотя пропавшая корова вернулась и была подоена в это ведро. После того случая она приказала доить корову каждый вечер в одно и то же ведро и ставить его на то же самое место. Так продолжалось в течение недели. Спустя неделю хозяйка опять увидела во сне ту же самую женщину, которая поблагодарила ее (...) и сказала, что больше молоко ей не нужно, так как муж ее выздоровел, а корова опять стала давать молоко. Но при этом попросила хозяйку в знак благодарности принять от нее вещи, которые хозяйка найдет в ведре, и сохранить их, ибо они принесут ей и ее потомкам счастье. Действительно, в указанном месте была зеленая юбка, золотое кольцо и серебряный крест. Этот крест, как сказала эльфа, должен всегда передаваться старшему сыну или младшей дочери. О судьбе двух других вещей ничего не известно, а крест эльфов действительно из рук первой наследницы перешел ее дочери, а затем внуку. Потом крест был унаследован правнуком (...) Он владеет им и сейчас. На этом кресте, изображено распятие, почитаемое (...) эльфами (...), как и людьми. Ведь священнослужители распространяли учение Христово и средь эльфов Исландии..."

Теперешнего владельца креста зовут Йоунас, проживает он в названном хуторе. Несколько лет назад хозяин отдал свой "оберег" на исследование. Но потом владелец потребовал вернуть имущество и заявил, что "...не отдаст больше святыню в чужие руки, что бы ему не предлагали, ибо никогда еще не было содержание домашнего скота столь обременительным, как той зимой, когда креста не было на хуторе". Юлагодаря исследованиям и была опубликована статья с фотографией. Это - небольой, длиной в два дюйма христианский крест, весьма потертый, с рельефным распятием на обеих сторонах.



Также существует и эльфийский потир.
Этот потир находится по сей день в кирхе местечка Брэйда-боуль-стадюр (Фльоутс-хлид, юг Исландии). Вера в его великую целительную мощь очень велика, люди приезжают из других областей страны для того, чтобы причаститься из него. Потир датируется поздним средневековьем, но до сих пор нуждается в более тщательном изучении. Историю потира донесла до нас "Alfa-Arna saga" ("Сага об Эльфине и Арни").

"Как-то в XIX веке у исландца Арни вышла, на любовной почве, сильная ссора с эльфой по имени Бьерг. Она принялась мстить Арни, напустив на него неизвестную болезнь, однако отец эльфы, священник, стал помогать ему... Вскоре Арни настолько полегчало, что он отправился под причастие. Местный пастор отказался допускать Арни к причастию, покуда не ответит добрый ли дух иль злой являлся ему в обличьи эльфийского священника. Арни ответил, что тот был прислан для добра. Людской пастор, однако, не поверил сему и прибавил, что не только сам не даст ему причаститься, но и другим запретит это делать. На том расстались они. Но рано поутру явился от людского пастора слуга и сказал, что его хозяин передумал и сей же час готов причастить Арни. Оказалось, что отец эльфы Бьерг - эльфийский священник - долго беседовал с пастором. "И конечно не назову я больше его никогда злым духом", - сказал пастор. После причастия еще больше полегчало Арни. Однажды, опять явился ему эльфийский священник и велел для окончательного избавления от недуга отправиться в кирху в Брэйда-боульс-стадюр на юге Исландии и причаститься там у преподобного Халльдоура Паудльссона из потира, который эльфийский народ подарил той кирхе, и у потира имеется черное пятнышко на дне. Отец эльфы Бьёрг и помог Арни добраться до Брэйда-боульс-стадюра (...), причастился там Арни и полностью выздоровел. Когда Арни вернулся к себе домой, то часто гостил у эльфийского священника на его острове Сель-эй. Однажды попросил Арни (...) показать ему библию эльфов. Оказалось, что она почти ничем не отличается от обычной людской исландской библии, за исключением маленького дополнения о происхождении эльфов. У эльфов схожие с людьми законы. Они верят в Искупителя и Святого Духа, равно как и мы. Арни хотел было приобрести ту эльфийскую библию, да не вышло. Арни утверждал, что сей эльфийский священник был лучшим его другом и сделал для него много добра. То, что Арни страдал от редкого необьяснимого недуга, подтверждают многие его соседи. Они, правда, редко видели когда Арни посещала мстительная Бьерг, но ее отца, эльфийского священника, замечали весьма часто. Арни рассказывал, что эльфийский священник был добродушным, спокойным и мягким. Так заканчивается сия история об Эльфине или же Льювлинге и Арни".



См.: http://elfheim.allelves.ru/istfakti3.htm
Tags: fields
Subscribe

  • «Мороз»

    До речі, про Олексу Стороженка. Маю питання до історично обізнаних френдів. В оповіданні «Закоханий чорт» той самий чорт каже герою, що запорожців…

  • Одна буква / одне прізвище

    Как прекрасно известно текстологам, от ошибки, возникшей один раз, очень трудно избавиться – особенно если никто этим и не думает заниматься. Два…

  • Песня

    «Ты скажешь – как это мило…» (БГ) Вот идут Петров и Боширов, Вот идут Петров и Боширов, oh yeah, С флаконом «новичка» против всяких дебоширов Вот…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments

  • «Мороз»

    До речі, про Олексу Стороженка. Маю питання до історично обізнаних френдів. В оповіданні «Закоханий чорт» той самий чорт каже герою, що запорожців…

  • Одна буква / одне прізвище

    Как прекрасно известно текстологам, от ошибки, возникшей один раз, очень трудно избавиться – особенно если никто этим и не думает заниматься. Два…

  • Песня

    «Ты скажешь – как это мило…» (БГ) Вот идут Петров и Боширов, Вот идут Петров и Боширов, oh yeah, С флаконом «новичка» против всяких дебоширов Вот…