Михаил Назаренко (petro_gulak) wrote,
Михаил Назаренко
petro_gulak

Categories:

У нас нет истории

Когда в 1820-х годах писатели и критики спорили, возможен ли русский исторический роман, речь шла не о том, есть ли что описывать (см. Карамзина, "О случаях и характерах в российской истории, которые могут быть предметом художеств"). Главный вопрос: применима ли вальтер-скоттовская модель - а другой не было! - для описания русской истории. Были ли два враждебных лагеря, между которыми крейсировал бы протагонист? При этом, не забудем, у обоих лагерей - своя правда, но один исторически обречен. (Еще до Скотта нечто подобное было в карамзинской же "Марфе Посаднице" - только без героя-посредника.)
Оказалось, что с признанием правоты "другой стороны" возникают серьезные проблемы ("Юрий Милославский", "Полтава") - или же исходная модель наполняется совсем другим содержанием (тот же Загоскин, "Капитанская дочка"). Вопрос о наличии в допетровской истории идеологически разделенных лагерей остается актуальным и позже: уже в 1840-е годы Белинский объявит: "...Если в "Борисе Годунове" Пушкина почти нет никакого драматизма, - это вина не поэта, а истории..." ("Сочинения Александра Пушкина", Х). В общем, все один к одному: история не такая, а как ее, такую, описывать - неизвестно.
А потом пришел Лев Толстой и всех задавил.
Почему в русской литературе нет книг, подобных "Остров накануне", "Эгипту" или "Барочному циклу"? Очевидный ответ - потому что нет Эко, Краули и Стивенсона. Но, что еще важнее, - кажется, нет и соответствующего материала: эпохи, в которую новые представления о мире ("научные") прекрасно уживались бы со старым мировидением ("магическим", "алхимическим"). На какой почве выстраивать мировоззренческий конфликт - причем конфликт внутренний, неосознаваемый самими фигурантами? За линией перемены дат лежит вчерашний день; математик разговаривает с ангелами; основоположник физики трактует Апокалипсис. А у нас? Стефан Яворский, призывавший к охоте на ведьм? Как-то слабовато. Русский конфликт - скорее, между европеизацией науки и ее социальным бытованием... но это уж не "Ртуть", это "Сказка о Тройке".
Tags: crowley, eco, history, stephenson
Subscribe

  • Про пошлість і меншовартість

    Вчергове довелося наштовхнутися на твердження: «Кожен, хто повторює твердження про "велику російську культуру", бере участь у війні на боці ворога».…

  • Местное

    Надписи города К.: апдейт 2011/2021. Рожи города К.: детская площадка в локдауне.

  • Було колись

    – Років з двадцять п’ять товчусь поміж земляками – знаю багато їх. І завсігди бачив одно: справа починається широко, тягнеться вузько і кінчається…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments

  • Про пошлість і меншовартість

    Вчергове довелося наштовхнутися на твердження: «Кожен, хто повторює твердження про "велику російську культуру", бере участь у війні на боці ворога».…

  • Местное

    Надписи города К.: апдейт 2011/2021. Рожи города К.: детская площадка в локдауне.

  • Було колись

    – Років з двадцять п’ять товчусь поміж земляками – знаю багато їх. І завсігди бачив одно: справа починається широко, тягнеться вузько і кінчається…