Михаил Назаренко (petro_gulak) wrote,
Михаил Назаренко
petro_gulak

Categories:

Правила игры

После "Смешенья" Нила Стивенсона я с наслаждением перечитал "Криптономикон", а затем - по вполне понятной ассоциации идей - Сабатини и Юлию Латынину. Еще раз убедился, что капитан Блад - лучший из романтических героев, а цикл о Вейской империи - одно из лучших произведений новой русской прозы.
Порывшись в файлах, отыскал целых два опыта реконструкции игры в "сто полей". В тексте Латыниной сказано немного:

- Хотите научиться?
- Да, - сказал Ванвейлен, - как я понимаю, - тут пять разрядов фигур, и каждый сильнее предыдущего.
- Вовсе нет, - сказал Даттам, - полей сто, разрядов пять, чиновник сильней крестьянина, торговец сильней чиновника, воин сильней торговца, Золотое Дерево сильнее всех, а крестьянин сильней Золотого Дерева. Золотое дерево еще называют Императором.
- А где второй император? - немедленно спросил Ванвейлен.
Даттам даже изумился.
- Второй император? - переспросил веец, - но так не бывает, чтобы на одной доске были два императора. Император один и стоит в центре доски, а ваше дело, - захватить его своими фигурами и проследить, чтобы этого не сделал противник. Да, - вот еще видите, у фигурок по два лица, спереди воин, а сзади чиновник. Если вы переворачиваете фигурку задом наперед, вы ее превращаете из воина в чиновника, но это тоже считается за ход. Вот и все, пожалуй, правила.


А вот (частичные) реконструкции.

Terry Lemoine (из ФИДО):
Я все же думаю, что фигуры выстраиваются в углах доски, как это делается в уголках. Такое построение у меня вызвала фраза в каком-то из произведений, примерно такая: "на доске стояла позиция, где у <кого-то> было построено второе крыло дворца". Дословно я ее также найти не могу, но она у меня ассоциируется именно с уголками. В этом случае воинов-чиновников четыре штуки и стоят они в самом углу. Далее следует слой торговцев - из пять, далее - слой крестьян - из семь. Ходить также как и в уголках - либо перескакивать через несколько фигур, либо делать ход на одну клетку в любом направлении.
Концепция "захвата" не характерна для шахмат, но характерна для Веи. "Подкупленный чиновник - вещь менее заметная, чем убитый." (С) Ю.Латынина. Наиболее близкой из известных мне игр является концепция плена в шашках Ласкера. В ней шашки противника не убирались с доски, а накрывались своими. В результате, можно было освободить свою шашку. Игра велась до тех пор, пока один из игроков не брал в плен все шашки противника. Однако напрямую перенести такие правила в "сто полей" невозможно, поскольку фигуры в этой игре, похоже, не ставились одна на другую. Однако ответ подсказан воином-чиновником. То есть фигуры крестьян и торговцев также имеют два одинаковых лица, но разных цветов, следовательно, могут менять хозяина. Взять или захватить в плен можно перескочив через фигуру, как это сделано в шашках Ласкера. В этом случае фигура переходит к другому игроку. Однако захватить можно не только те фигуры, которые слабее.
Что же касается цели игры, то есть два варианта: захватить Золотое Дерево, как это описано у Латыниной или же захватить все фигуры противника с помощью Золотого Дерева, которое всех сильнее (кроме крестьян). Первый случай описан и выглядит как аксиома, но второй более соответствует духу вейского цикла. То есть на Императора Веи имеют влияние две группировки, но побеждает та, котороя с его помощью уничтожит вторую.
Вот как мне все это видится в итоге. Если шахматы - это аллегория битвы двух армий, то Сто полей - аллегория прихода к власти некоей группировки. Это не может быть чисто дворцовая интрига, поскольку кроме чиновников имеем еще и торговцев с крестьянами. Допустим тогда, это две провинции, какие-нибудь Харайн и Аракка, и вот их наместники или араваны (а еще лучше экзархи вроде Харсомы) рвутся к власти. :)
Тогда:
1) Цель: склонить императора на свою сторону. Император инертен, и внедрив своих людей во дворец мы почти достигаем цели. Предлагаю формальным актом окончательной победы считать доставку во дворец хотя бы одного крестьянина с петицией :) (глас народа и пр.)
2) Действия фигур. Крестьянин может только убегать. Чиновник имеет власть над крестьянином и может приказать ему идти на свое поле и больше не соваться в политику. После этого крестьянин в дальнейшей игре не участвует (убирается с доски). Чиновник занимает клетку убранной фигуры. Торговец может подкупить крестьянина ("кормит народ") и чиновника-воина (взятка). После этого "подкупленные" фигуры меняют хозяина (тут у меня некоторые сомнения - уж очень большой выигрыш). Торговец при этом остается на месте, однако считается, что он сделал ход. Воин убивает всех и занимает место убитого.
3) Расстановка фигур. В середине доски есть Дворец. Это область три на три клетки, выделенная особым (золотым?) цветом, в центре которой стоит Император. В начале игры крестьяне располагаются возможно дальше от Дворца, на самых крайних горизонталях - Провинциях. Как стоят остальные фигуры - надо думать. Но не во Дворце, Дворец пока пуст. Его еще надо захватить.
4) Перипетии игры. Чиновники-воины стремятся войти во дворец, чтобы, во-первых, прикрыть императора от визитов крестьян противника, а во-вторых, прикрыть своих крестьян от нападений фигур противника. Такое прикрытие Императора своими фигурами и может называться "построить дворец", "построить второе крыло" и т.д. Постройка дворца условие не обязательное для выигрыша, но тактически весьма желательно. Торговцы во Дворец войти не могут принципиально, зато могут подкупать кого угодно вне его стен. Как только удалось провести любого из крестьян на любую клетку Дворца - это выигрыш.
Кажется, ничего не забыл.


Nick Sakva. "Сто полей". Реконструкция правил.
Золотое Дерево стоит точно в центре доски на стыке четырех центральных полей. Эти четыре поля называются Золотым Садом или Дворцом. Победителем считается игрок, занявший своими фигурами весь Дворец.
Всего возможно шесть сочетаний разрядов: воин-чиновник, воин-купец, воин-крестьянин, чиновник-купец, чиновник-крестьяни и купец-крестьянин. Фигуры каждого игрока в начале игры располагаются по краям доски.
Ходом считается одно из следующих действий:
- поворот фигуры лицом к любой из 8 соседних клеток, все прочие действия фигура соверщает только в направлении поля, к которому она обращена одним из своих лиц;
- перемещение фигуры на соседнее свободное поле;
- вытеснение с занятого поля более слабой фигуры если у нее есть свободное поле для отступления, вытесняющая фигура занимает место вытесненной.
- нападение и снятие с занятого поля более слабой фигуры, снятая фигура устанавливается на край доски, нападающая фигура остается на месте.
Снимать и вытеснять можно как чужие, так и собственные фигуры.
Сила фигур сравнивается по силе их разрядов, обращенных лицами друг к другу. Фигура, обращенная к другой фигуре строго боком всегда является слабейшей.
Любая фигура во Дворце, вытесняющая или нападающая по диагонали через центральную точку (Золотое Дерево), обретает силу Императора и может вытеснить из Дворца или снять с поля любую фигуру, кроме крестьянина : Золотое Дерево сильнее всех, а крестьянин сильней Золотого Дерева.


В общем, нужно думать и внедрять.

PS В ближайшие день-два я буду вне сети.
Subscribe

  • Лектор готовий

    Мені було дуже цікаво прочитати курс лекцій «ХХ століття: канон і поза каноном» у "Dom Майстер Клас", і я вдячний усім, хто дивився лекції та…

  • Кажинный раз на этом самом месте

    Ольга Седакова: "М.Л.Гаспаров обычно отвечал без малейшего промедления - и при этом такими фразами, которые как будто не должны были бы успеть…

  • Бобе майсес

    Сто лет этот мультфильм не пересматривал. "И ребе сказал ему: - А как же!.."

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments