Странные ощущения - с самой границы: я в стране, где не понимаю ни одного слова, кроме интернациональных. Знал, конечно, что так и будет; но вот, довелось и почувствовать. (Несколько слабее, но примерно то же - в Австрии. Каково гулять по деревушке, где на знаках понимаешь только "Verboten"! Того и гляди нарушишь, а как узнать, что именно.)
Площадь героев - архетип Больших Площадей: есть где маршировать, собираться, просто встречаться. Вряд ли местные жители будут сидеть у копыт лошадей, на коих отцы-основатели мадьярских племен завоевали свою новую родину, - зато новые пришлецы залазят охотно. У подножия тусуются площадные музыканты - кажется, южноамериканцы; сквозь невнятицу голосов и звуков временами пробивается босанова Жобима.



В двух шагах - замок Вайдахуньяд: как поясняют брюзгливые путеводители, "представляет интерес только для неискушенных туристов", поскольку это макет в натуральную величину (т.е. копия) и замка, и прочих архитектурных достопримечательностей. Мне, как человеку неискушенному, замок показался тем, чем он, вероятно, и является: отличным местом для прогулок, тем более, что рядом большой и светлый парк.



Да тут и гуляют. У подножия памятника Анонимусу - это не благодушный назгул, пишущий мемуары, а венгерский Нестор, - я чуть не наступил на стайку очень маленьких собачек, упакованных в жилетики. Все на поводках, как положено.

Лишний повод убедиться, как мал европейский дом: во всех шести странах, сквозь которые меня протащили, очень велик риск, что или ты на кого-то наступишь (собачки, дети - да, господи, у них и машины маленькие), или кто-то наедет на тебя (венские велосипедисты, веронские байкеры). И, знаете, это даже трогательно.
А кроме того, компактно: в том же парке, куда выходишь из Вайдахуньяда, стоит памятник Вашингтону, а чуть дальше, там, где парк заканчивается, - огромные, примерно в три человеческих роста, песочные часы, символизирующие вступление Венгрии в ЕС; раз в год их переворачивают, а как - это наглядно показывает вмурованная подле плита.

А через улицу - что-то ультрасовременное, металло-стеклянное, преображающееся под разными углами. Все вместе - это и есть город.
Затем нас перевезли на другой берег Дуная, в Буду. "Посмотрите налево, там очень инте... а, уже проехали. Теперь направо, напра..."
Будайская крепость: Рыбацкий бастион (тоже новодел конца XIХ века, но очень симпатичный: башенки, львы), президентский и королевский дворцы, останки старой стены, памятники, теряющиеся в сумерках, фонари фуникулерного павильона. Я смотрел, как зажигаются на холмах огни Буды, по мере того, как подступает темнота, - вспоминал Краков: как чуть ли не в том же ракурсе зажигался другой берег Вислы. Совсем разные города, но есть в обоих некое достоинство, которое в Киеве, увы, только проскальзывает.
Сюда обязательно нужно вернуться - по крайней мере, чтобы рассмотреть то, что я видел только с высоты.

...И надо же выяснить, кого я сфотографировал, уже направляясь к автобусу!
