Михаил Назаренко (petro_gulak) wrote,
Михаил Назаренко
petro_gulak

Амаркорд # 3. Вена

Во время путешествия моим бедекером была книга Вайля (дай Бог ему здоровья) "Гений места". Нужная мне глава называется "Вена - Малер", а поскольку с музыкой Малера я, увы, не знаком совершенно, она оказалась не очень полезна
Густава Малера я не знаю, а Иоганна Штрауса не люблю, так что когда в автобусе, атмосферы ради, поставили диск с его вальсами, я мысленно поморщился - а зря. Вся дорога от Дьора до Вены (границу пересекаешь с нечувствительной легкостью: Шенген) утыкана огромными ветряками, которые почти - но не совсем - синхронно перебирают лопастями. Неподвижный и в то же время мобильный вальс: очень правильная прелюдия.
Я твердо знал, что именно хочу посмотреть в Вене, но картинная галерея была закрыта, а в сокровищницу, где хранятся корона Римской Империи и копье Лонгина, пронзившее Христа, я попросту не успел. (Не говорю уж о разрекламированных synedrian пандах из здешнего зоопарка.) И даже не то что "не успел": когда у меня мало времени на знакомство с новым городом, я предпочитаю ходить не очень туристскими тропами. Конечно, многое пропускаю, но, кажется, понимаю больше. Следуя указаниям путеводителя и карты, я то и дело сворачиваю в какие-то совсем уж глухие закуты (иногда специально, иногда... ну, так получается); направляясь, скажем, к Карлскирхе (церковь Карла Борромео), я оказался в районе, похожем чуть ли не на Борщаговку, и окончательно уверился в том, что придется вернуться, делая изрядный крюк, - как вдруг вышел именно туда, куда и намеревался. Многих такие блуждания раздражают - да и меня самого иногда, - но иначе не могу. Тем интереснее, в конце концов, вдруг оказаться на улочке, где на домах - еврейские буквы; или в переулке, где фреска рассказывает о победе очередного храброго портняжки над василиском.
Вена меня заранее пугала: я боялся найти в ней тяжелый "имперский дух" - неизбывное присутствие медведя-всех-давишь. Ничего подобного. Конечно, многое в городе велико до огромности - впечатляющее белое здание парламента с громадными якобы-античными статуями, но! - справа от входа стоит скромный черный бюст архитектора, и это сразу сбивает пафос до приемлемого градуса. Временами проглядывает что-то от Петербурга - но не возле памятника Марии-Терезии, меж двух огромных музеев (художественного и естествознания), - а скорее в музейном квартале, бывших императорских конюшнях, не в укор ни Петербургу, ни Вене будь сказано. Вместо лошадок там теперь авангардные выставки, и плац украшают огромные афиши со словом "PUNK".
Город хорош своей уместностью; не всегда гармоничностью - откуда ей взяться в мегаполисе, - но каждый предмет на своем месте. Какой памятник стоит ближе к Гофбургу - Моцарту или понурившемуся Францу-Иосифу? Конечно, Моцарту: он тут главный - и вообще везде. Как и Сисси (кстати: в автобусе на пути в Зальцбург нам показали все три серии о фильма о Елизавете с Роми Шнайдер - какая патока, какой натужный юмор!) - но когда я попытался отыскать в парке памятник императрице, то понял, как прав путеводитель, сообщивший, что Сисси находится в "укромном уголке". Точно: все обошел, но пока не спросил у молодого парня с коляской, найти не смог; уединенно, скромно и... по-королевски: Сисси разрешает посидеть невдалеке, но рядом пристроиться физически невозможно.
Огромная и прекрасная Карлскирхе - и тут же полуабстрактные скульптуры - а рядом большая песочница, - а затем (у Технического университета) памятники славным изобретателям (вот вы знаете, кто изобрел швейную машинку? то-то) - и трамплин для скейтборда. Совы на стене художественного училища (я их уже показывал) и колесница Марка Аврелия. "Аллея звезд" - одна из крупных торговых улиц, где под ногами вдруг обнаруживаются совершенно лос-анжелесские пятилучевые звезды, только имена на них - Моцарт, Штраусс, Малер. Посреди улицы на той самой "Борщаговке" торчит двухметровое разноцветное ухо: что за вывеска на здании, я, конечно, не понял до конца, но что-то вроде "Центр Карла Орфа".
Запахи летней Вены - раскаленный асфальт, навоз (лошади поджидают седоков на каждой площади), и в эту смесь временами врывается горький шоколад; все вместе - совсем не раздражает. Возле музейного квартала вдруг возникает сильный запах степи: всего одна дорожка трав и цветов, но и этого хватает.
Огромный Анубис у входа в Гофбург; бюст Ивана Франко, увидев который, я сначала не поверил своим глазам; за глухо закрытыми окнами что-то поют, и кажется, не на идише, а на иврите; встречу можно назначать на углу Эшенбаха и Нибелунгов. Эгиптяне, украинцы, евреи, мифы: всё мое.
Я еще сюда вернусь.
А фотографии будут в следующем посте.
Tags: private
Subscribe

  • А где-то там

    скоро выйдет в свет альбом Чарльза Весса "The Art of Stardust" о том, как они с Гейманом работали над этой книгой; и "Властелин Колец" с рисунками и…

  • Нифигасебе

    "Земноморье" на Истинной Речи - Tolkien. Из ФБ Джона Гарта: A tribute embedded in A Wizard of Earthsea? What happens if you want to translate the…

  • Mirror, mirror

    Почему интенция текста важнее интенции автора. По мнению Толкина, вот это очень точно передает его вИдение главы "Зеркало Галадриэли". Художница…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments