Михаил Назаренко (petro_gulak) wrote,
Михаил Назаренко
petro_gulak

Античный детектив

Вполне вероятно, что об этом писал dkluger, но в точности припомнить не могу.
Преамбула:
Почти одновременно мне в руки попали переводная книга "Как написать гениальный детектив" Джеймса Фрея (в девичестве - "How to Write a Damn Good Mystery") и "Знаменитые философы" Диогена Лаэртского.
Фрей пишет, что авторы детективов отдают предпочтение именно убийству, поскольку смерть для современного человека ужасна не в последнюю очередь своей бессмысленностью, а в детективном романе не только карается зло, - но и смерть обретает причину, какой бы страшной она (причина; или смерть; или обе) ни была.
После чего я открываю наугад Диогена (мое чтение всегда крайне хаотично):
"...Скептически судили, говорят они, Архилох и Еврипид, когда Архилох говорит:
Настроения у смертных, друг мой Главк, Лептинов сын,
Таковы, какие в душу в этот день вселит им Зевс,

а Еврипид:
О Зевс! За что зовут несчастных смертных
Разумными? Иль мы в твоей цепи
Не все вершим, чего ты пожелаешь?..
" (IX, 11, 71).

Из этого следует, что детектив на античном материале (говорят, таких в последнее время немало) должен строиться совершенно иначе, нежели классический и современный: смерть в нем всегда закономерна и предопределена. Лучший пример - "Эдип-царь". Более того: модель "убийство совершил никто" (по формулировке dklugerа) оказывается в принципе невозможна.
"Эдип": история следователя, который обнаружил, что он же - и убийца: модель расследования - классическая.
"Ипполит" Еврипида: аналог "крутого" детектива. Два "тихих дона" - Афродита и Артемида - в разборках за сферы влияния устраивают бойню в подвластных им районах, причем по правилам благородной игры Артемида не может ничего противопоставить Афродите, пока та действует в рамках своей юрисдикции; она лишь объясняет смертным в финале все, что произошло.
Мне было бы интересно прочитать подобную книгу: необязательно, чтобы в ней все объяснялось вмешательством богов, - важно, чтобы такая гипотеза ни разу не исключалась из числа возможных. А финал может быть вполне двусмысленным: преступник известен (Федра! Федра!), а вот что его или ее подвигло на злодеяние - остается неопределенным. Нечто очень-очень-очень отдаленно похожее - "Перст указующий" Пирса.
Tags: fiction
Subscribe

  • АИ

    Нова альтернативна історія "з елементами стімпанку". Перше речення: "Нічний ліс завмер, уповитий тенетами потойбічної німоти". Можна, я не буду…

  • Очень альтернативная история

    Герой романа Василия Нарежного "Бурсак" (1824) родился то ли в 1679, то ли в 1671 году (на одной и той же странице указаны разные даты). Он учится в…

  • Как писать историю

    Прекрасный риторический прием из «Английской истории» Джейн Остин. Надо как-нибудь использовать. HENRY the 8th. It would be an affront to my…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments