Михаил Назаренко (petro_gulak) wrote,
Михаил Назаренко
petro_gulak

Category:

Амаркорд # 6. Ваттенс - Верона



Что же это за физиономия за такая?
Это вход в музей фирмы "Swarovski" в городе Ваттенс: все во славу кристаллов; торжество если не китча, то кэмпа.
В прихожей туристов встречает многометровая - и, соответственно, многотонная - стена из плотно упакованных, точно каменная соль, кристалликов; Те Самые Мягкие Часы, выполненные по эскизу Дали, и Самый Большой Кристалл в мире; дальше - больше.

22.51 КБ 33.52 КБ

Безголовые манекены. движущиеся по кругу; многоязычные книги; полянки в джунглях и морское дно; орнаменты, меняющиеся, словно в калейдоскопе, под музыку Брайана Эно; оперная дива божественно поет арию из "Набукко", а перед экраном - все тот же царь-кристалл; лабиринт колонн в постоянно меняющемся свете. Сначала это раздражает. а потом затягивает.

28.88 КБ 55.57 КБ46.49 КБ

Все это, вероятно, колеблется между просто дурным и очень дурным вкусом - но, примерно комнате на пятой, понимаешь, что все это выходит за пределы вкусовых оценок своей грандиозной бесцельностью. Понятно. что бесцельность эта мнимая (Ролан Барт на том свете хихикает и пишет еще один раздел "Мифологий"): за последней дверью - торговый зал. где можно приобрести... да все, что угодно, если оно кристаллическое... и очень недешево.

А потом - после туннелей и перевалов - началась Италия.
Италия началась с Вероны, о которой замечательно и очень верно написал Петр Вайль (напомню, что "Гений места" был в этой поездке моим бедекером). И все же с исходным его тезисом я согласиться не могу.
"Если есть город, в который необязательно и лучше не надо приезжать молодым, - это Верона. Здесь все так, как будет, а об этом заранее знать ни к чему".
Может, так оно и будет, но я увидел несколько иное.
Прежде всего - городская стена с кремлевскими "ласточкиными хвостами", от которых никуда не деться и в Милане, и в других североитальянских городах.

38.81 КБ

Стена - это маркер: самое интересное будет внутри. Арена - своего рода репетиция Колизея, а вернее (как я понимаю, оглядываясь) - той восхитительной эклектики, без которой я уже не могу представить Италию. Ренессансная кремлевская стена - и живая, до сих пор живая римская сцена. Перед входом в муниципалитет свалены декорации будущей "Аиды", а в двух шагах от них афиши сообщают, что, помимо Верди, веронцев ожидают Бизе и... см. ниже.

63.31 КБ

Следующее удивление - не глазам, а ногам: мраморные мостовые! Но вниз смотреть нельзя, потому что здесь (спасибо киевским привычкам) глазеть нужно на высоты второго-третьего этажей, на лица в медальонах, безымянных богинь, неочевидных сатиров (или Сократов?). Как и везде, поток туристов нес меня без остановки -

53.28 КБ

но стоило свернуть на одну улицу влево или вправо -

38.90 КБ

Главный вопрос, на который турист должен ответить себе в Вероне: так похоже или нет? жили тут R+J? могли бы?.. (Даже если помнить ту низкую истину, что на самом деле вся история произошла в Сиене.)
Так могли бы или нет? Да запросто. В Вене легко было угодить под велосипед, здесь - под мотоцикл: не Ромео, так Меркуцио носятся стайками и поодиночке. Полно мест, где смерть будет красна на миру, и вдоволь переулков, где растащить дуэлянтов просто некому: ставни и жалюзи закрыты на дикой жаре. О внутренних двориках и не говорю: казать проклятым Монтекки фигу (или кусать ноготь в их адрес) вполне можно из любого кафе, а назначать свиданку - под лампочным деревом.

74.64 КБ

Ну, и конечно, дом Джульетты. Ничем не примечательный фасад

68.73 КБ

с ничем не примечательной аркой - вернее, примечательной только тем, что сквозь нее проходят сотни людей - и если тебя не сметут, можно почитать бесчисленные графитти и послушать в телефонной трубке те самые, главные слова, которые всерьез можно произносить только в 14 лет.

67.87 КБ

Вот Стена; вот Балкон.

48.46 КБ 66.23 КБ

Насколько я понимаю, ночью арку перекрывали - иначе какой смысл в подобной фортификационной архитектуре? Кому надо войти, докричится. С другой стороны, даже если виноград выдержит, шептаться с любимой, вися на таком расстоянии от нее, затруднительно; а двор, между прочим, простреливается насквозь (в Италии быстро привыкаешь оценивать архитектуру в подобных терминах: в Милане особенно). Куда смотрела охрана Капулетти, о чем думал Ромео...
Джульетта об этом не думает: она смиренна. Честно говоря, хотелось бы убить того, кто придумал идиотский обычай лапать ее за грудь - на счастье в любви; а заодно и тех, кто радостно этим занимается. Но посмотрите - ей все равно; она - в себе; она с ним, а не с нами.

56.89 КБ 57.20 КБ

Шекспир усмехается в углу: он все это придумал, и оно стало правдой, и нет большей награды.

41.45 КБ

Бедный Ромео: кому он нужен сам по себе, без Джульетты? Все представляют его в сцене у балкона, но, когда я не без труда отыскал дом Ромео - минутах в десяти ходьбы. если по прямой, - кроме меня на улице оказалась лишь группа добросовестных японцев. Несправедливо, однако вполне понятно: туда он приходил, отсюда - убегал.

66.05 КБ 61.35 КБ

Ни Меркуцио, ни Розалинды в городе нет; а мне их жаль.
Зато есть Данте - как же без него - на Пьяцца деи Сеньори.

52.08 КБ

Вообразить его современником Р+Дж как-то не очень получается - да они и жили наверняка позже века на полтора-два; и все же... Человек, потерявший свою родину и свою любовь; дети, в любовь заигравшиеся; Розалинда и Джемма... есть над чем подумать. (Самое главное: конечно, в пьесе Шекспира нет того света, максимум - мир грез королевы Мэб.. Смерть - избавление и забвение. Что сказал бы на это Алигьери? Понятно, что: во второй круг - да как бы не в седьмой!)

42.51 КБ

Вот еще в чем Вайль прав: здесь все - жизнь, страсти, смерть - должно быть на виду. Пьяцца делле Эрбе: торговые ряды, позорный столб (у которого читались и указы) - и над всем надзирает венецианский лев святого Марка. Гробница Скалигеров - что это за гробница, если не на улице? Здесь и эвфуистические монологи будут вполне естественны: напоказ!

58.93 КБ 60.88 КБ 41.79 КБ 46.23 КБ

И - уже на выходе из старого города - распахнутые руки ангела (ангела ли?), радующегося прохладе фонтана. Ну, хоть кому то не жарко.

61.62 КБ
Tags: private
Subscribe

  • Карфаген має бути виданий українською

    Це обкладинки головних книжок Джона Краулі - роману "Маленький, великий" і тетралогії "Египет", які давно вже час перекласти у нас. А це - моя…

  • Лекционное

    Вот такой мне сделали подарок к Хеллоуину - возможность рассказать о девяти любимых писателях. Начнём в ноябре, закончим, бог даст, в феврале.…

  • Mrs Underhill

    (The Nursery Rhyme Book. Edited by Andrew Lang, illustrated by L. Leslie Brooke.)

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments

  • Карфаген має бути виданий українською

    Це обкладинки головних книжок Джона Краулі - роману "Маленький, великий" і тетралогії "Египет", які давно вже час перекласти у нас. А це - моя…

  • Лекционное

    Вот такой мне сделали подарок к Хеллоуину - возможность рассказать о девяти любимых писателях. Начнём в ноябре, закончим, бог даст, в феврале.…

  • Mrs Underhill

    (The Nursery Rhyme Book. Edited by Andrew Lang, illustrated by L. Leslie Brooke.)