Михаил Назаренко (petro_gulak) wrote,
Михаил Назаренко
petro_gulak

Category:

Амаркорд # 7. Милан

Выкарабкиваюсь из осенней апатии и возвращаюсь к августовской поездке.

В Милан мы приехали поздно вечером и переночевали в не очень казистой гостинице, расположенной в рабочем и, как предупредили, небезопасном районе. (Для киевлян: по виду - не то Борщаговка, не то очень обтерханный Нижний вал.)
Плюс в этом был один: на экскурсию группа пошла рано утром, и улицы были в нашем распоряжении. Снова и снова вспоминался Киев: если бы нашему городу хоть немного ухода... ну, чем наши "украшения лужаек карнизов" хуже?
В конце улицы, за памятником Гарибальди (в синем кубе, на реконструкции) - замок Сфорцеско; я к нему еще вернусь.

49.89 КБ

15.46 КБ 45.35 КБ 18.86 КБ

Миланские магистрали, кстати сказать, я оценил только задним числом, побывав во Флоренции, где стены из такого же песчаника, только дома постарше века на четыре, а переулки - улицами их назвать трудно - так узки, что стены едва не смыкаются над головой. А в Милане, если и возникает купол над головой, то это - местный Пассаж, галерея Виктора-Эммануила II. Ее-то, увы, я и не заснял (сели батарейки), поэтому - вот, что нашлось в сети:



Этакое избыточное роскошество; хочется добавить - "буржуазное". Невольно чувствуешь - как набоковский занятой человек - гордость за "великий буржуазный класс". Для тех, кто еще не ориентируется в миланской топографии, сюрпризом оказывается то, куда ведут огромные проходы от грандиозной центральной площадки: направо - собор, налево - "Ла Скала".
Миланский "Дуомо" - еще одна ловушка, но не в топографическом смысле, а, так сказать, в эстетическом: the further in you go, the bigger it gets.

38.93 КБ


Прославленный фасад впечатляет, однако, признаюсь, не слишком: бывают такие лица, выразительные, но совершенно плоские. В этом-то и ловушка: стоит приблизиться - даже не обойти собор, а просто приблизиться, - и плоскость исчезает, сменяется чередованием прямых линий, и линий кривых, и фигур, и завитков.

55.14 КБ


Но внутри собор еще удивительнее (фотографировать там запрещено, поэтому - кадр из Википедии):



Тот самый "стихийный лабиринт" - и, пожалуй, ни в пражском св. Витте (несравненном), ни в венском св. Стефане я не ощущал так полно истину этих слов. Это действительно лес, и то, что он регулярен, не делает его менее изумительным: в изначальном смысле слова, то есть - изумляющим, ошеломляющим. Римские храмы - и св. Петр, и Пантеон - всеохватны; для того и нужны купола, чтобы накрыть весь мир. Здесь же "рассудочная пропасть" пламенеющей готики одновременно темна и открыта вверх - сквозь своды.
Но быть в миланском соборе и не подняться на его крышу - значит не увидеть ничего или очень мало. Как правило, я предпочитаю карабкаться на верхотуру сам: подошвами прочувствовать, какая это работа - подняться к небу; но в этот раз я выбрал лифт - и не прогадал. Мгновенное вознесение создает необходимый контраст: вот, только что был на земле, а теперь металлическая дверь распахнулась -
- И у меня перехватило дыхание, потому что к такому ничто подготовить не может - ни рассказы, ни фотографии.

184.41 КБ


"Непостижимый лес", в котором легко заблудиться - глазам, по крайней мере, - но вовсе не сумрачный, напротив, просветленный. Среди бесконечных шпилей, кажется, нет двух одинаковых, и к каждому можно (нужно!) внимательно присматриваться, чтобы заметить все детали, - нет, невозможно - и каждая арка не похожа на следующую - и площадка, по которой только что прошел, уже виднеется где-то далеко внизу - и над главной из них, на самом высоком шпиле, Дева Мария, "Мадоннина".
Это не с чем сравнить. Более сильного впечатления у меня не было за всю поездку. Самый замечательный город - конечно, Рим; самый насыщенный час - на крыше миланского собора.

67.18 КБ 55.32 КБ 57.16 КБ 45.75 КБ 42.81 КБ 29.96 КБ 44.70 КБ 65.04 КБ 41.76 КБ 44.01 КБ
36.85 КБ


Сфорцеско: замок, внушающий уважение. И не столько "кремлевскими" стенами, сколько ясным пониманием: люди тут сидели серьезные, государственные, безжалостные. Один герб чего стоит.

50.08 КБ 80.85 КБ
51.66 КБ

Я уже говорил, что в итальянских городах до мурашек в спине сознаешь: как же все эти дворики насквозь простреливаются... И чувство это нигде не было сильнее, чем в Сфорцеско. Даже в самых мирных уголках, где среди кошенной травы на обозрение выставлены "гробики и саркофагики" (буквально: древнеримские, открытые, пустые), невольно вспоминались арбалеты, наставленные на дона Румату. Так что когда за спиной послышалось отчетливое цоканье копыт, я обернулся, ожидая увидеть... ну, не Сфорца, конечно, но, по крайней мере, их стражу. Почти не ошибся: двое конных карабинеров.
На входе в замок чернокожая монахиня в белом накрахмаленном одеянии быстро курила сигарету, но, завидев меня, быстро выбросила, не то спрятала.
Посреди рва, окаймляющего замок, мирно растет одинокое дерево. В кадке.

Что еще сказать о Милане?
"Ла Скала" до чрезвычайности напоминает киевский театр Соловцова, ныне - Ивана Франко. Только перед ним не фонтан, а памятник; и не Яковченко, а Леонардо.

61.43 КБ


Трамваи здесь ездят, чередуясь: вот современный, из металла и пластика, а вот, сразу же за ним, какой-то послевоенный раритет с доброжелательно опускающейся ступенькой и приятным позвякиванием. Книжный магазин - наверняка, один из тех, в который заходили Казобон, Диоталлеви и Бельбо, посмотреть, как расходится серия "Разоблаченная Изида" местного издательства "Мануцио"; за тридцать лет не изменилось ничего - все та же эзотерика вперемешку с популярной психологией, разве что Коэльо занял место прежних кумиров. Где-то в боковых улочках наверняка таятся букинисты, но я вышел только на Большой Развал - столы, заваленные итальянской и переводной беллетристикой, - на свежем воздухе, в большой (здесь все большое) колоннаде. Вот снимок из-под этих колонн:

47.59 КБ


Главное впечатление... нет, ощущение от Милана - чувство огромности, совершенно нерациональной и предназначенной, пожалуй, не вполне для людей. Для Бога? Для исторической памяти? Для гордыни строителей? Не знаю. Но Милана много, и это "много" не подавляет, а приглашает к себе - в себя.

Нужно ли говорить, что я сюда еще вернусь?

45.81 КБ


В следующей серии - Пиза и Монтекатини Терми.
Tags: private
Subscribe

  • Лектор готовий

    Мені було дуже цікаво прочитати курс лекцій «ХХ століття: канон і поза каноном» у "Dom Майстер Клас", і я вдячний усім, хто дивився лекції та…

  • Кажинный раз на этом самом месте

    Ольга Седакова: "М.Л.Гаспаров обычно отвечал без малейшего промедления - и при этом такими фразами, которые как будто не должны были бы успеть…

  • Бобе майсес

    Сто лет этот мультфильм не пересматривал. "И ребе сказал ему: - А как же!.."

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments

  • Лектор готовий

    Мені було дуже цікаво прочитати курс лекцій «ХХ століття: канон і поза каноном» у "Dom Майстер Клас", і я вдячний усім, хто дивився лекції та…

  • Кажинный раз на этом самом месте

    Ольга Седакова: "М.Л.Гаспаров обычно отвечал без малейшего промедления - и при этом такими фразами, которые как будто не должны были бы успеть…

  • Бобе майсес

    Сто лет этот мультфильм не пересматривал. "И ребе сказал ему: - А как же!.."