Михаил Назаренко (petro_gulak) wrote,
Михаил Назаренко
petro_gulak

Categories:

Новогодний Честертон

"Шар и крест" - последний роман Честертона, переведенный на русский язык (не считая совсем раннего, недавно обнаруженного). И самый странный, конечно - даже на фоне гениальных "Наполеона Ноттингхилльского" и "Человека, который был Четвергом". Все романы ГКЧ - мистерии, но этот даже не пытается замаскироваться под реалистический текст. Каждый персонаж - однозначное воплощение Добродетели, Порока или Свойства, и если падение Мирового Древа в финале "Наполеона", если Покой Воскресный в "Четверге" ошеломляют, как откровение, то здесь Dies Irae оказывается едва ли не ожидаемым и, во всяком случае, единственно возможным завершением. Я где-то читал, что "Мерзейшая мощь" Льюиса написана под сильнейшим влиянием именно этой книги. Оно и заметно - льюисовский аллегоризм прозе Честертона противопоказан, потому что ГКЧ глубже и сложнее.
Фабула проста. В Англии осталось всего лишь два человека, которых по-настоящему волнует христианство. Это католик-якобит и атеист базаровского толка. Первый вызывает второго на дуэль за оскорбление Девы Марии - и обоих тут же начинают преследовать полиция и врачи, потому что всерьез относиться к своим убеждениям - ненормально и противозаконно.
"- Не будем спорить о словах.
- Почему? О чем же тогда спорить? На что нам даны слова, если спорить о них нельзя? Из-за чего мы предпочитаем одно слово другому? Если поэт назовет свою даму не ангелом, а обезьяной, может она придраться к слову? Да чем вы и спорить станете, если не словами? Движениями ушей? Церковь и еретики всегда боролись из-за слов, ибо только из-за них и стоит бороться".

Разумеется, прав выходит католик, и было бы нетрудно придумать более весомые аргументы для его противника; однако Честертон, в отличие от многих неофитов, признает относительную правоту атеизма/материализма (иван-карамазовского толка, на грани богоискательства... ну, и Пратчетт сюда же). А значит, каждый из дуэлянтов поначалу не очень-то понимает противника; а значит, общего у них больше, чем кажется - хотя бы потому, что для обоих важна Истина и неприемлем равнодушный агностицизм современных Пилатов. И поэтому, когда каждому из них дьявол показывает реализованную утопию - (псевдо)религиозную и революционную - оба просыпаются в ужасе.
"Нет, великие вольнодумцы не разрушили Церкви. Каждый из них разрушил лишь вольнодумца, предшествовавшего ему. Вольнодумство заманчиво, соблазнительно, у него немало достоинств, одного только нет и быть не может - прогрессивности. Оно не может двигаться вперед, ибо ничего не берет из прошлого, всякий раз начинает сызнова, и каждый раз ведет в другую сторону. Все ваши философы шли по разным дорогам, потому и нельзя сказать, кто дальше ушел. Нет, только две вещи на свете движутся вперед, и обе они собирают сказанное раньше. Быть может, они ведут вверх, быть может - вниз, но они ведут куда-то. Одна из них - естественные науки. Другая - христианская Церковь".
Когда Честертон борется с доктринами столетней давности - он принадлежит прошлому; но за руинами устарелых полемик открывается то, что никогда не умрет - как Рождественский Дед.
Н.Трауберг где-то написала, что совершенно убеждена в святости Честертона. Я тоже: потому что святой - это (помимо прочего) человек, который правильно видит мир, сколько бы ошибок не допускал. А Честертон - видел.
"Когда они перевалили через холм, весь Божий мир открылся им и сверху, и снизу, словно увеличившись в несколько раз. Почти под ногами лежало бескрайнее море, такое же светлое и пустое, как небо. Солнце поднималось над ними, бесшумно сверкая, словно ночь без единого звука разлетелась на куски. Победные солнечные лучи окружало сияние переходящих друг в друга цветов - лилово-коричневого, голубого, зеленого, желтого, розового, - словно золото гнало перед собой побежденные краски мира".
Кажется, такие пейзажи были только у прерафаэлитов (под влиянием которых и вырос ГКЧ) да Мервина Пика (можно сказать, анти-Честертона, с которым, впрочем, тот нашел бы о чем поговорить).
...Подумалось: в русской культуре, кажется, ближе всего к Честертону - Алексей К. Толстой, только для него полем битвы была не религия, а история. "Если бы я встретился с Базаровым, я уверен, мы стали бы друзьями, несмотря на то, что мы продолжали бы спорить" - а жаль, что не написал об этих воображаемых спорах подробнее. Толстой вообще удивительно нормален - нормальнее даже Пушкина; ну и кто это оценил?

"Отец Браун" (1954) - фильм Роберта Хамера более-менее по мотивам "Сапфирового креста", в главной роли - Алек Гиннесс; спасибо miss_arbuthnot за удовольствие от просмотра. Уж кто-то, а Гиннесс не похож на приземистую норфолкскую клецку - но это именно отец Браун (в фильме - Игнатий, а не "Дж.", замечу я педантично). Детский взгляд за круглыми очками и прочный стержень за нелепой внешностью. Спойлер: Фламбо таки удалось подменить крест, отец Браун не приманивал инспектора Валантэна, и священнику не помогли ни пятна, ни ослиный свисток - он оказался "слабоват в коленках". Безусловно, это Честертон - по нравственному заряду, смирению и внутренней силе. И, безусловно, авторы фильма даже не попытались, сохранив честертоновскую этику, перенести на экран честертоновскую мысль. Здесь нет ни реплики: "Вы нападали на разум. Это дурное богословие"; ни пронзительных слов, обращенных к Фламбо в "Летучих звездах". (Зато неожиданно возникает притча о луковке из "Братьев Карамазовых".)
Но отец Браун - вот он:



Отец Браун собирается в дорогу:

Tags: books, chesterton, movies
Subscribe

  • Песня

    «Ты скажешь – как это мило…» (БГ) Вот идут Петров и Боширов, Вот идут Петров и Боширов, oh yeah, С флаконом «новичка» против всяких дебоширов Вот…

  • Лектор готовий

    Мені було дуже цікаво прочитати курс лекцій «ХХ століття: канон і поза каноном» у "Dom Майстер Клас", і я вдячний усім, хто дивився лекції та…

  • Кажинный раз на этом самом месте

    Ольга Седакова: "М.Л.Гаспаров обычно отвечал без малейшего промедления - и при этом такими фразами, которые как будто не должны были бы успеть…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments

  • Песня

    «Ты скажешь – как это мило…» (БГ) Вот идут Петров и Боширов, Вот идут Петров и Боширов, oh yeah, С флаконом «новичка» против всяких дебоширов Вот…

  • Лектор готовий

    Мені було дуже цікаво прочитати курс лекцій «ХХ століття: канон і поза каноном» у "Dom Майстер Клас", і я вдячний усім, хто дивився лекції та…

  • Кажинный раз на этом самом месте

    Ольга Седакова: "М.Л.Гаспаров обычно отвечал без малейшего промедления - и при этом такими фразами, которые как будто не должны были бы успеть…