Мне известен случай, когда один монашеский орден безуспешно ходатайствовал перед папой об окончательном утверждении одного закончившегося процесса канонизации святого. С этим вопросом были связаны многочисленные престижные планы, а также определенные политические интересы. Кандидатом в святые был выходец из Испании, отношения которой с Ватиканом в то время (речь идет о периоде правления генерала Франко) были весьма натянутыми. Франкистское руководство, часть испанской церковной верхушки, сочувствовавшей франкистскому режиму, а также консервативные круги Ватикана надеялись, что пышные торжества по случаю канонизации святого, приезд вместе с правительственной делегацией большого числа высокопоставленных паломников из Мадрида будут способствовать выводу ватикано-испанских отношений из тупика.
По неизвестным причинам (возможно, из нежелания «блокироваться» с Мадридом) папа не подписывал этого акта. Кому-то пришла в голову мысль подбросить прелату, тайно писавшему воскресные речи для папы, несколько цитат, взятых из высказываний лица, о котором ходатайствовала испанская церковь. И две из них оказались в тексте выступления. Папа зачитал их, не догадываясь об интриге... тем более что не было указано, откуда эти цитаты взяты. После публикации речи в «Osservatore Romano» один из редакторов газеты, участвовавший в заговоре, позвонил папскому секретарю и попросил уточнить источник цитаты. Если бы папа не смог его точно указать, вскрылось бы, что не он является подлинным автором напечатанного текста. Срочно был вызван прелат, которому пришлось указать, откуда взяты цитаты, и, естественно, поклясться, что он не знал о предполагаемой канонизации процитированного автора. Через три дня папа подписал документ о канонизации испанского кандидата в святые.
Так скромный прелат оказался человеком более влиятельным, чем префект конгрегации по делам святых, не сумевший ранее уладить дело, которое прелат провернул с легкостью необыкновенной. И когда через несколько недель кардиналы курии выдвинули его кандидатуру на должность секретаря одной из важнейших ватиканских комиссий, она была утверждена без проволочек.
[Наш информационный спонсор -