Михаил Назаренко (petro_gulak) wrote,
Михаил Назаренко
petro_gulak

Categories:

Две модели интерпретации

Umberto Eco. Two Models of interpretation (Limits of Interpretation, 1994)
Конспект:

1. Символ и аллегория. Различение этих понятий, которое последовательно провел Гете, было чуждо античности. Фактически, понятия были синонимичны, кроме того символом назывались и "зашифрованные образы, созданные для образовательных целей". Поэтому символ был еще одним элементом риторики: он обладает точным, хотя и затемненным смыслом, который должен быть найден.

2. Пансемиотическая метафизика. Неоплатонизм Псевдодионисия: принципиальная неопределимость свойств Бога, Его внутренняя непротиворечивость (противоречия могут быть свойственны только нашим рассуждениям о Нем). Символ - т.е. "вещественное", образное определение Бога - лишь указывает на неадекватность человеческого языка и мысли.

3. Интерпретация Писания. Библия потенциально содержит все мыслимые смыслы, отсюда - потребность в установлении правил ее прочтения, отсюда - теория четырех смыслов (буквальный, аллегорический. моральный, анагогический). Не путать с современным "открытым" прочтением текста: вопрос заключался в том, как читать Книги, открывая в них не новый смысл, но все тот же, вечный; как соединить бесконечность интерпретаций с недвусмысленностью месседжа. Первым подобные правила предложил Августин: фигуративный смысл следует искать там, где Писание говорит о вещах "возможных, но невероятных" (это уже я вспомнил отца Брауна), например, - о том, как блудница помазала мирром волосы Христа; также скрытый смысл содержат бытовые или как бы незначимые детали (Эко предлагает вспомнить в этой связи эпифании Джойса и объективный коррелят Элиота). Слова Псалмиста могут быть прочитаны как имеющие второй смыл, но библейская история обязана быть так прочитана.
Однако правил чтения аллегорий in factis не существовало. Отсюда - необходимость понять смысл явлений, упоминаемых в Библии; отсюда, в свою очередь, - бесконечные интерпретации природы в "Физиологах" ("Символ порою дьявола, порой Христа распятого, всякой твари лукавее петух"). "Символы двусмысленны в рамках парадигмы, но не в рамках синтагмы". Следовательно, символ все еще синонимичен аллегории.

4. Фома Аквинский. Осуждение мирской/профанной поэзии и аллегорий. В Писании следует прежде всего искать буквальный или исторический смысл. Духовным смыслом наделены только факты, изложенные в Библии, профанная история после Вознесения сама по себе к нему отношения не имеет. "Человеческая история - это история фактов, а не знаков". Смысл бытовые события обретают только в глазах философа, который видит в них естественные свидетельства бытия Божьего. Поэзия наделена только буквальным смыслом ("параболический" же смысл Аквинат полагает разновидностью буквального - мы бы назвали эту разновидность "контекстуальным" или "прагматическим" значением).

5. Данте. Теория четырех смыслов - фактически отрицание позиции Фомы: мирская поэзия наделяется тем же пророческим значением, что и священная. Смысл "Божественной Комедии" не бесконечен и не неопределен - в этом смысле текст вполне средневековый. Но если прав Фома и профанный мир лишен мистического смысла, но под чьим влиянием создается поэзия? Бога, Любви, чего-то еще? "В некотром смысле, теологическая секуляризация мира, проведенная Аквинатом, открыла путь поэтическому мистицизму".

6. Новая парадигма. Герметизм: 1) Нестабильность смыслов и явлений. 2) Отказ от причинно-следственных связей. 3) Отказ от дуализма (нарушается принцип идентичности предмета и смысла), tertium datur. 4) Отказ от агностицизма. Истина - поле пересечения противоречащих друг другу идей. 5) Принцип подобия и аналогий, которые можно найти где угодно. Поиск аналогий и всеобщего сродства повлиял на новые теории и практики поэзии и искусства - и "создал новую религию для мирян, которые уже не верили в Бога теологов, но нуждались в поклонении хоть чему-то".

Современный символизм подчиняется тем же семиотическим законам. Или - у символов есть окончательный смысл, который выражается бесконечным множеством способов (глядя на рыбу, Йоссариан думает о другой рыбе). Или - символы обладают всеми возможными смыслами, в силу внутренней противоречивости реальности, отсюда - неисчерпаемость значений любого текста (облако, которое Гамлет показывает Полонию, - то ли кит, то ли верблюд, то ли...). "В первом случае каждый текст говорит о рациональном и недвусмысленном дискурсе Господнем; во втором - об иррациональном и двусмысленном дискурсе Гермесовом".

Статья написана в разгар работы над "Маятником Фуко", так что нам хорошо известно, к чему Эко клонит.
Tags: eco, fiction
Subscribe

  • Current mood

    Сова-Диоген. Чувствую себя совой-Диогеном.

  • Усе ближче

    Отут можна послухати мою вчорашню розмову з Оленою Гусейновою про антологію "Крім "Кобзаря"", яка - нагадую - має вийти до кінця весни.

  • Офіційно

    В середу, 7 квітня, о 12.10, на радіо «Культура» в програмі «Пряма мова» ми з Оленою Гусейновою говоритимемо про мою книжку, що вже за півтора…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments