"С 11 до 14" - ха! За четверть часа все размели. Я тоже кой-чего ухватил, в том числе большой сборник "Україна та Росія: проблеми політичних і соціокультурних відносин". Книга открылось на статье Сагита Фаизова "“Где Москва, где восток, где запад?“: географическая полемика между крымским ханом Мухаммедом IV и царем Алексеем Михайловичем в 1655-1658 гг.". Оказалось, она и в сети есть.
В чем суть географической полемики? Пересказываю/цитирую:
В 1655 году в Крым отправилось письмо, начинавшееся словами: "Божиею милостью от великого государя, царя и великого князя Алексея Михайловича, Всеа Великия и Малыя, и Белыя Росии самодержца и многих государств и земель восточных и западных, и северных отчича и дедича, и облаадателя..."
Четыре месяца спустя в Москву пришел ответ: "В Вашей грамоте написано не против прежнего, написано: Восточной и Западной, и Северной отчич и дедич, и наследник, великий государь и облаадатель. И такие непристойные титлы предки Ваши никто не писывали. Где Москва, где восток, где запад? Меж востоку и западу мало ли великих государей и государств. Мочно было то знать и такие слова не писать..." И, в устном решении дивана: "Та речь пристойна одному богу..." (потому что "Аллаху принадлежат и восток, и запад" - вторая сура Корана).
Посольский приказ ответил: во-первых, "то дело не новое", еще царь Иван Васильевич так писал; во-вторых, на востоке есть Казанское и Астраханское ханства, на западе (!) и севере - Сибирское, на западе - княжество Литовское и многие города "коруны польской"; а еще страны света за царем признал сам император Фердинанд III.
Штука в том, что, как пишет С. Фаизов, "в 1561 г. константинопольский патриарх Иоасаф действительно объявил Ивана IV “царем и государем православных христиан всей вселенной с Востока до Запада и до Океана”, но Иван Васильевич решился тогда оставить за собой только некую близкую к Океану Северную страну: “Северныя страны повелитель”". Что касается остального: в 1655 г. Литву еще недозавоевали, Сибирь на западе - особый феномен, с Украиной вышло как всегда: Фердинанд, вообще-то, хотел вернуть ее Речи Посполитой и, действительно признав за царем право на три страны света, видимо, понятия не имел, что такое "Малая Россия". Забавно и то, что еще за полгода до Переяславской Рады было велено титуловать самодержца на знамени Большого царского полка повелителем "всея Великия и Малыя, и Белыя Русии". Превентивно, так сказать. (Неофициально Алексей Михайлович включал в свой титул и юг, чего уж там: "Бог благословил и предал нам, государю, править и рассуждать люди своя на востоке и на западе и на юге и на севере вправду".)
В общем, крымчаки решили эту тему не заострять, москвичи приняли молчание за согласие, и прислали новое письмо под тем же самым титулом. После чего "необъявленная крымско-российская война 1654-1657 гг., когда встречные боевые действия крымских и русских войск в Украине сочетались с “братской” перепиской, отправлением обычной дани в Бахчисарай, обменом посольствами, перешла в свою официальную фазу".
Соседи России на севере и западе взволновались, предчувствуя, что скоро и их захотят включить в титул. В 1657 г. Карл Х Густав Шведский наставлял своих представителей на мирных переговорах с Россией: "Что же касается титула: “и иным многим государствам, восточным и западным, и северным отчич и дедич, и наследник”, то хотя эти выражения странны и неопределенны, невразумительны и темны, и можно их толковать так, что царь обнаруживает притязания на те земли, которые уступлены Швеции по Столбовскому договору, однако мы согласны величать царя и этим титулом, если он даст письменное удостоверение, что этими выражениями не наносится ущерба нам и землям нашим".
Подозревают, что за новой титулатурой стоял Никон: патриаршее именование расширялось соответственно царскому.
Что было потом, общеизвестно: Россия усиливается, и в конце XVII века Крым официально признает "три стороны света" за Москвой.