Михаил Назаренко (petro_gulak) wrote,
Михаил Назаренко
petro_gulak

Category:

Разруха не в клозетах, а в головах

Из писем Сергея Соловьева (младшего) Александру Блоку (цит. по: С. Соловьев. Владимир Соловьев: Жизнь и творческая эволюция. М., 1997, с. 406-408).
Февраль 1905.

"Сейчас у Астрова произошел ужасный разговор. Большая свора христиан (Боря [Бугаев], Астров, я, В. Ф. Эрн) затравливала одного демониста (Л. Л. Кобылинского) и затравила... Особенно хорошо говорил Эрн... Кобылинский нападал на плоть, Эрн возвеличивал ее. Когда демонист был окончательно затравлен, мы пошли с Эрном, и во всем соглашались. Но в результате он начал отстаивать интенсивность (sic!) плотской жизни, восставая на сладострастие (sic!) как на грех. Тогда я почувствовал желание броситься за врагом плоти и броситься ему на шею... Пойми, что вреднее этого трудно себе что-нибудь представить, ибо они тормозят торжество религии святого сладострастия, которое я исповедую, за что диавол рвет меня когтями, ибо уж он-то... не тупица и понимает, что только эта религия одолеет его окончательно. Если б ты знал, как мне теперь ясно, что такое христианство... В разъяснении христианства мне много помогает Брюсов, именно потому, что на нем я вижу, что такое нехристианин, язычник... Мережковским не верю. На Борю надеюсь, хотя он во многом еще дитя и пугается. Упивается цветами и ягодами, грызет виноград и отмахивается от сладострастия. А ведь это только то же, доведенное до конца. Ты со мной спорил, когда я говорил, что христианство в основе своей вне пола. Теперь я считаю, что понимание христианства возможно только сквозь сладострастие, как и всякой религии. И только потому, что в нем пламенеет сладострастие виноградных гроздьев, оно учение вечное, религия будущего. О, я далеко не победил черта, но понимаю вполне теперь, где черт, а где Бог... Вот она, "схемочка" проклятая. Брюсов не хочет святой плоти, а хочет греха; неохристиане хотят нелепой "интенсивности плоти" (если это не сладострастие, то, очевидно, потребность питания, ибо что же еще остается); Кобылинский не хочет никакой плоти и трогательно честен. Боря хочет того, что надо, но еще боязлив. Мережковские говорят, что хотят самого лучшего, но люди — сомнительные. А я хочу настоящей святой плоти".

Впрочем, уже в апреле:
"Господа неохристиане — самая нестерпимая и обидная порода существ... И монахи, и безбожные приват-доценты, и блудливые поэты вроде меня — все в одну кучу: "светися, светися, Новый Иерусалиме". А вот вам и не засветится!"

И таки не засветился.
Subscribe

  • Усе ближче

    Отут можна послухати мою вчорашню розмову з Оленою Гусейновою про антологію "Крім "Кобзаря"", яка - нагадую - має вийти до кінця весни.

  • Як пишеться історія літератури, або Привид київського ченця

    Валерій Шевчук – безперечно, дуже вагома постать в сучасній українській культурі. Так само ніхто не буде заперечувати, що він зробив дуже багато…

  • Офіційно

    В середу, 7 квітня, о 12.10, на радіо «Культура» в програмі «Пряма мова» ми з Оленою Гусейновою говоритимемо про мою книжку, що вже за півтора…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

  • Усе ближче

    Отут можна послухати мою вчорашню розмову з Оленою Гусейновою про антологію "Крім "Кобзаря"", яка - нагадую - має вийти до кінця весни.

  • Як пишеться історія літератури, або Привид київського ченця

    Валерій Шевчук – безперечно, дуже вагома постать в сучасній українській культурі. Так само ніхто не буде заперечувати, що він зробив дуже багато…

  • Офіційно

    В середу, 7 квітня, о 12.10, на радіо «Культура» в програмі «Пряма мова» ми з Оленою Гусейновою говоритимемо про мою книжку, що вже за півтора…