Михаил Назаренко (petro_gulak) wrote,
Михаил Назаренко
petro_gulak

Читая Эко

Из книги "The Limits of Interpretation":

Сюжетов восемь, а не четыре:
8.31 КБ
E - эмиттер (плюс означает намеренное поведение, минус - ненамеренное),
А - намеренная или ненамеренная реакция адресата,
I - интенция, которую адресат приписывает или не приписывает эмиттеру.
1) Актер изображает хромого, зритель понимает, что на самом деле тот здоров.
2) Я хромаю, желая уверить адресата, что я калека; он воспринимает эту информацию и верит мне.
3-4) Чтобы избавиться от докучного гостя я, словно бы нервничая, барабаню пальцами по столу. Гость воспринимает это на подсознательном уровне и только потом понимает (или не понимает), в чем дело.
5-6) Гость мне надоел, и я невольно начинаю барабанить пальцами по столу; гость понимает, в чем дело, и приписывает или не приписывает мне намерение выразить таким образом свое раздражение.
6), также: оговорка пациента в беседе с психоаналитиком, который понимает и ненамеренность оговорки, и ее скрытый смысл.
7-8) Варианты ситуаций 3 и 5, с другой стратегией непонимания.
"Из этой матрицы можно извлечь все основные сюжеты западных комедий и трагедий, от Менандра до Пиранделло или от Чаплина до Антониони".
Можно и усложнить (продолжает Эко), добавив четвертый столбец: эмиттер ждет (или не ждет) от адресата, чтобы тот приписал ему определенную интенцию. Классический пример (из Лакана, оказывается): "Вы говорите, что едете в Краков, чтобы я подумал, что вы едете в Лемберг, но вы же и правда едете в Краков, так зачем вы морочите мне голову?"

Описывая хронопарадоксы (а-ля "Назад в будущее"):
Self-disclosing metafiction [т.е. внутренне противоречивые тексты: Эко приводит в пример "Дом свиданий" Роб-Грийе] shows how impossible worlds are impossible. SF, on the contrary, sets up impossible worlds that give the illusion of being conceivable.
Мне представляется, что примерно по этой же линии проходит граница между внежанровой и жанровой фантастикой (условно - "Кысь" и "Катали мы ваше солнце").

В связи с механизмами бесконечного продуцирования смыслов в "Поминках по Финнегану":
...So far, it seems, that the ideal Joycean reader affected by an ideal insomnia is a paramount model of a deconstructionist reader for whom any text is an inexhaustible nightmare. [Ну, а дальше, конечно, о том, что все наоборот: -] the internal textual coherence controls the otherwise uncontrollable drift of the reader.

Хороший пример контроля интерпретаций: джойсоведы решили было, что слово "berial" в "Финнегане" (вместо "burial") намекает на Лаврентия Берию, тем более, что в том же эпизоде провозглашается "So vi et!"; ан нет, ближайший контекст библейско-египетский, Иосиф и его братья, так что это - библейский Бриа, или Берия, или Верия (Beriah). "Советы" у Джойса есть, а вот Лаврентий-Палыча нет. (Слово "berial" появляется в рукописях "Финнегана" еще до того, как Берия стал известен в Европе, но эмпирические доказательства - право же, это такая пошлость...)
Tags: eco
Subscribe

  • Кажинный раз на этом самом месте

    Ольга Седакова: "М.Л.Гаспаров обычно отвечал без малейшего промедления - и при этом такими фразами, которые как будто не должны были бы успеть…

  • Бобе майсес

    Сто лет этот мультфильм не пересматривал. "И ребе сказал ему: - А как же!.."

  • Солидный Господь...

    Из ФБ Dilshat Harman: Сегодня узнала, что мистерию "Распятие Христа" в средневековом Йорке разыгрывали члены гильдии изготовителей гвоздей, и вся…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments

  • Кажинный раз на этом самом месте

    Ольга Седакова: "М.Л.Гаспаров обычно отвечал без малейшего промедления - и при этом такими фразами, которые как будто не должны были бы успеть…

  • Бобе майсес

    Сто лет этот мультфильм не пересматривал. "И ребе сказал ему: - А как же!.."

  • Солидный Господь...

    Из ФБ Dilshat Harman: Сегодня узнала, что мистерию "Распятие Христа" в средневековом Йорке разыгрывали члены гильдии изготовителей гвоздей, и вся…