Михаил Назаренко (petro_gulak) wrote,
Михаил Назаренко
petro_gulak

Categories:

Прошлое по-советски

Читаю книгу Евгения Добренко "Музей Революции: советское кино и сталинский исторический нарратив" (НЛО, 2008).

(с. 109) И. Пырьев, на обсуждении второй серии "Ивана Грозного" в 1946 г., доказывает, что Грозный и Малюта в фильме - нехорошие и нерусские. "Так что я стою за бояр, за Владимира, потому что в нем есть черты настоящего человека, во всяком случае - проблески этого настоящего человека".
Примечание Добренко: "По иронии судьбы, спустя два года, в 1948 г., Павел Кадочников, игравший в "Иване Грозном" Владимира, сыграл в фильме "Повесть о настоящем человеке" главную роль".

(с. 179) Цитирует статью М. Туровской "Об экранизации Чехова": проза Ч. "неизобразительна", она "развеществляет вещи, нанизывая их одну за другой во фразу... Чехов потратил всю свою писательскую жизнь на то, чтобы научиться развеществлять в своей прозе те фельетонные подробности, которые с такой цепкостью связывала его память. А кинематограф употребляет всю мощь своей техники, чтобы вернуть им изначальную фельетонную вещественность! Какой странный парадокс искусства!"
Комментарий Добренко: "Интересно, что проза Гоголя также "неизобразительна", но по иной причине: создаюшееся здесь фантастическое изобилие вещей нематериально - эти вербальные "вещи" нельзя воплотить. (...) [В кинематографе же сталинских времен] предметный мир экранного Гоголя удивительно похож на экранный мир Чехова - то же нагромождение предметов, набитый поломанными вещами интерьер, затемненные и тесные помещения. Это обратное превращение реальности в фельетон определило стратегию работы сценариста над чеховским текстом" - речь идет о "Человеке в футляре" с Хмелевым.
Странно, что Добренко, говоря о превращении жалкого и несчастного Беликова в зловещую фигуру, не упоминает очевидного посредника между рассказом и фильмом: Передонова. Это бы усложнило - а значит, сделало бы достовернее, - ту схему, которую он выстраивает.

(с. 324) "Нам мало известно о знаменитых сталинских кинопросмотрах, но один из них - (...) "Юность Максима" - вошел в анналы. Отчасти благодаря знаменитой фразе М. Калинина: "Когда мы делали революцию, мы не играли на гитаре". Отчасти потому, что в напряженной тишине, наступившей после просмотра, кто-то из режиссеров (Козинцев утверждал, что Трауберг, а Трауберг - что Козинцев) упал в обморок, после чего вождь запретил приглашать режиссеров на просмотры".
Subscribe

  • Лектор готовий

    Мені було дуже цікаво прочитати курс лекцій «ХХ століття: канон і поза каноном» у "Dom Майстер Клас", і я вдячний усім, хто дивився лекції та…

  • Кажинный раз на этом самом месте

    Ольга Седакова: "М.Л.Гаспаров обычно отвечал без малейшего промедления - и при этом такими фразами, которые как будто не должны были бы успеть…

  • Бобе майсес

    Сто лет этот мультфильм не пересматривал. "И ребе сказал ему: - А как же!.."

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments