Михаил Назаренко (petro_gulak) wrote,
Михаил Назаренко
petro_gulak

Categories:

Грек с телегой и другие официальные лица

mustangostang перевел хронику Адемара Шабаннского (XI век) и советует ее читать, указывая, в том числе, и на такие любопытные моменты:

Святой же Брунон, который отправился к печенегам [*], чтобы проповедовать им Христа, претерпел у них страсти, как подвергся страстям и Св. Адальберт. Ведь печенеги, одержимые дьявольским бешенством, вынули из него все внутренности через небольшую рану в боку, и стал он таким образом отважнейшим Господним мучеником [**]. Тело его выкупил за великую цену народ русов, и на Руси соорудили монастырь его имени, который начал славиться великими чудесами. Вскорости пришел на Русь некий епископ из греков и обратил ту часть этой провинции, которая до тех пор была предана идолищам, и убедил их отпускать бороды, а также перенять другие греческие нравы.
* Брунон Кверфуртский проповедовал у печенегов, но стал мучеником, как и Адальберт, в Пруссии.
** В марте 1009.

В эти дни в Страстную Пятницу, после поклонения Кресту, Рим был поражен землетрясением и великим ветром. И тотчас поведал один иудей из греческих владыке папе, что в этот час вся синагога иудейская радуется, глядя на образ Распятия. И папа Бенедикт, тщательно изучив дело и узнав все обстоятельства, немедленно приговорил всех творцов этого злодейства к смерти. И после того, как им отрубили головы, ярость ветров немедленно утихла.
В это время Гугон, капеллан Гаймерика, вице-графа Рошшуара, был на Пасху в Тулузе со своим сеньором, и, как положено всегда там на Пасху, ударил кулаком одного иудея, и у того из его вероломной головы потёк на землю мозг, и глаза также вытекли; и иудей этот немедля умер, и синагога иудеев отнесла его в базилику Св. Стефана, где ему было дано погребение [*].
* Эта практика носит название колофизации. Впоследствии она была заменена налогом.

Во время, когда Ричард, граф Руанский, сын Ричарда, правил норманнами, то множество его подданных под командованием Рудольфа [*] вооруженные подошли к Риму, и войдя в Апулию, все разорили, на что папа Бенедикт закрыл глаза. Василий [**] отправил против них войско, и после двух и трех столкновений победу одержали норманны. В четвертой битве же были они побеждены, разгромлены и уничтожены народом русов [***], и в бесчисленном множестве были отведены в Константинополь, где до конца жизни были они мучимы в темницах. Откуда пошла пословица: «Грек с телегой зайца поймал». И в течение трех лет закрыта была дорога на Иерусалим; и из-за своего гнева к норманнам каждый раз, когда греки встречали паломников, то связанных отправляли их в Константинополь, где их заключали в темницу.
* Рудольф (Рауль) I из Тосни (ум. 1024/1025). Ф. Шаландон датирует вторжение норманнов 1017 г.
** Василий Бойоаннес, византийский катепан Италии (1017-1027).
*** Элитную часть войска Бойоаннеса составляла варяжская гвардия.

В том же самом году [1028] был этот граф [Гийом Ангулемский] поражен телесной болезнью, от которой и умер. И в этом году, о чем больно говорить, город Сент был сожжен нечестивыми христианами, а в нем – кафедральная базилика Св. Петра. И долгое время оставалось это место лишенным почитания Господа.
И в то время, когда вышеназванный граф хотел отомстить за это оскорбление, нанесенное Господу, постепенно телесные силы стали покидать его, и приказал он ради служения Богу приготовить себе жилище в городе Ангулем, недалеко от церкви Св. Андрея, в котором и слег от болезни.Сюда безостановочно приходили посещать его многие сеньоры и знатные люди из разных областей. Так как некоторые говорили, что заболел он из-за колдовства, поскольку он был свеж крепким и здоровым телом, а тело его изнемогло не так, как болеют старики, но и не так, как болеют юноши – из-за этого и решили, что некая ведьма наслала на него эту болезнь колдовством (а именно – что фигурки с его именем, сделанные из грязи и воска, она погребла в источниках, а также на земле рядом с корнями деревьев, а некоторые – опустила в глотки тел мертвецов). Когда же она не призналась в этом, то прибегли к суду Божьему, и поставили двух витязей [campiones], победа одного из которых должна была определить истину. И причастившись, в понедельник первой недели Страстей, сошлись между собой в долгом и тяжелом бою, который состоялся вне города на острове посередине Шаренты, Стефан, посланный графом, и Гийом, защитник ведьмы, и вооружены они были щитами и палицами. Защитник ведьмы был в этот день околдован некими чародеями и был опоен какими-то травяными настоями, но Стефан, полагающийся единственно на суждение Господа, одержал победу, при том, что противник даже не коснулся его тела, и второй витязь, с разбитой головой, покрытый кровью, стоял на ногах с третьего часа вплоть до девятого до тех пор, пока, уже не в состоянии держать щит и палицу, не признал открыто себя побежденным, и сразу же, рухнув на землю, изрыгнул те колдовские напитки, что отведал, и, побежденный, уже полуживой, был отнесен на руках и в течение долгого времени лежал, не вставая. Чародеи же, которые, стоя вдали, читали заклинания за него, устрашенные, немедленно пустились в бегство. Но Стефан остался на месте и не получил ни единой раны на теле, и в тот же час побежал он воздавать благодарность Господу к могиле Блаженного Епархия, где он провел во бдении предыдущую ночь, и оттуда на лошади вернулся он в город, чтобы отдохнуть. Ведьма же сразу была подвергнута многочисленным пыткам, о чем граф не знал, но, несмотря на мучения, не созналась, и так диавол ожесточил ей сердце, что не изрекла она из уст ни единого слова и ни единого звука. Поэтому была она осуждена по свидетельству трех женщин, которые участвовали в этих колдовских злодействах: эти женщины извлекли при всех из-под земли фантастические фигурки, уже разложившиеся от времени. Граф же смилостивился над ведьмой, не позволил ее далее пытать и сохранил ей жизнь.
В своем «Комментарии на книгу Даниила» Иероним говорит, что Антиох Эпифан погиб, будучи лишенным рассудка чародейством колдунов и угнетенным собственными заблуждениями. Неудивительно, что Бог позволяет, чтобы христианин мог получить телесную болезнь из-за уловок колдунов, так как мы знаем, что блаженный Иов был поражен диаволом язвой великой, а Павел был ударен ангелом сатаны, и не нужно страшиться погибнуть от болезни плоти, поскольку то, что поражает душу, тяжелее того, что поражает тела [*].
* Поздний источник обвиняет в отравлении графа Алозию, супругу Альдуина, [сына Гийома,] которая была недовольна возвращением графа из паломничества и хотела властвовать сама.
Subscribe

  • Лектор готовий

    Мені було дуже цікаво прочитати курс лекцій «ХХ століття: канон і поза каноном» у "Dom Майстер Клас", і я вдячний усім, хто дивився лекції та…

  • Current mood

    Сова-Диоген. Чувствую себя совой-Диогеном.

  • Усе ближче

    Отут можна послухати мою вчорашню розмову з Оленою Гусейновою про антологію "Крім "Кобзаря"", яка - нагадую - має вийти до кінця весни.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments