Михаил Назаренко (petro_gulak) wrote,
Михаил Назаренко
petro_gulak

Англия и aнглийское (5)

На несколько часов заскочил в Киев - выкладываю очередную серию британского отчета. Продолжение и окончание будет (надеюсь) уже в 20-х числах.


Как я уже говорил, Тауэр снаружи кажется совсем маленьким и даже недостойным своей громкой славы, изнутри же – другое дело: сразу становится понятно, почему за всю историю его брали только один раз, в 1381-м (помню, как сейчас: «Джек-Соломиинка» Зинаиды Шишовой – одна из самых жутких книг моего детства).
Тауэр, как и другие лондонские музеи, где я побывал, устроен так, чтобы гостям было интересно – и не только потому, что это «сам Тауэр»; и не только потому, что имеются аудиогиды на нескольких языках, включая русский.


Вот опочивальня одного из Эдуардов; вот его часовня с многоцветным полом (такой когда-то был во всей башне), а вот и сам косоглазый Эдуард – документальный фильм, проецируемый на каменную стену; свинцовый игрушечный рыцарь и передвижной алтарь из слоновой кости, всего-то сантиметров 25. А вот эта башня посвящена крестьянскому восстанию 1381 года (тому самому), и таблички не просто приглашают на второй этаж, но призывают отступать от наступающих мятежников, вести оборону (арбалет и шлем прилагаются), а также спасать казенное имущество, спертое людьми Тайлера и Болла (полный список – на стене башни). Королевские регалии – в специальном музее (толпа у дверей огромная, но если подойти минут за двадцать до закрытия, то еще пускают, а очереди уже нет), и в особой башне – история их создания.


Ну, а Белая башня – выставка королевских доспехов и оружия XVI-XX веков – просто рай для детей, кидалтов, а также inner children вообще. История становится объемной в прямом смысле слова: огромный Генрих VIII (и гульфик у него нехилый), ш-шупленький Карл I плюс его же (кажется) детский доспех, который долгое время считался потешным костюмом карлика; самурайский наряд, присланный Якову II, и меч Оливера Кромвеля. Лук, который можно натянуть, и шлем, в который можно засунуть голову и увидеть рыцарский турнир «изнутри» (по ту сторону забрала – экран). Жутенькая маска для наказания закоренелых сплетниц и, неподалеку, плаха с топором.
Вороны, к которым близко не подойдешь, но и на расстоянии приятно знать, что один из них – сам Артур Британский.


А потом – французские булки на набережной под крики чаек, лоток с устерсами, которых я так и не решился попробовать. И катапульта на внешней стене, которая, опять-таки, куда внушительнее смотрится изнутри, чем снаружи.
(Превентивное чтение «Барочного цикла» Нила Стивенсона – третьего тома в особенности – немало способствовало полноте эффекта от Тауэра в целом.)

* * *


Великое дело – импринтинг. С тех пор, как в одиннадцать лет я побывал в московском ГМИИ, все прочие музеи я сравниваю с ним. И Британский музей тоже, конечно; сравнение он выдержал достойно. Не буду вдаваться в детали (ах, мраморы Элджина!..), напишу только о том, что не вполне очевидно для тех, кто там не бывал.



Внутреннее пространство: совершенно не ожидал, что за традиционными колоннами и узким (ну, сравнительно широким) вестибюлем, музей опять распахнется, причем во все стороны. Центральный холл – само собой, но и отдельные экспозиции то и дело приглашают подняться на этаж выше (коллекция греческих амфор и тарелок), то – спуститься на этаж вниз (ассирийские стелы). В египетских залах творится жизнерадостная суета (кто не хочет запечатлеться рядом с мумией?), к Розеттскому камню не подступиться; мезоамериканцы пребывают в полутьме; идолы острова Пасхи, тотемные столбы индейцев и резная работа не понятной уму Папуа-Новой Гвинеи рассредоточены в одном зале так, чтобы как можно сильнее действовать на воображение.



А замечательнее всего – для меня – оказался зал, в который я поначалу и не думал заходить: так, если времени хватит. По счастью, хватило: «Век Просвещения». Эпоха, когда интересно было ВСЁ – и книги по всем отраслям знаний, рисунки, окаменелости, статуи и портреты (вон тот, на гравюре, – это Исаак Казобон, могильщик Гермеса Триждывеличайшего) становятся свидетелями и памятниками; предстают тем, чем и являются – частями целого. (Схожее ощущение было от собора Св. Павла – но об этом позже.)


1 - древнеегипетские кошки-мышки; 2 - и просто кошки; 3 - лорд Ветинари недаром не любил мимов; 4 - массовое искусство XVII века; 5 - зал "Современное искусство Европы".

Продолжение впредь.
Tags: private
Subscribe

  • Current mood

    Сова-Диоген. Чувствую себя совой-Диогеном.

  • Усе ближче

    Отут можна послухати мою вчорашню розмову з Оленою Гусейновою про антологію "Крім "Кобзаря"", яка - нагадую - має вийти до кінця весни.

  • Офіційно

    В середу, 7 квітня, о 12.10, на радіо «Культура» в програмі «Пряма мова» ми з Оленою Гусейновою говоритимемо про мою книжку, що вже за півтора…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments