Михаил Назаренко (petro_gulak) wrote,
Михаил Назаренко
petro_gulak

Англия и английское (10)

Уже три недели никак не соберусь закончить свой английский отчет. А тем временем вспоминается - и ощущается, пере-ощущается - многое из того, о чем забыл в свое время написать. Что такое, например, стоять на внешней галерее оксфордской церкви Св. Девы Марии и видеть внизу хоровод колледжей, а за ними - хоббитские зеленые холмы. Или с изумлением созерцать в Ashmolean Museum'e огромный, в полстены, гобелен "Битва животных", на котором леопард загрызает огромную капибару (посмотреть можно на сайте). Или, в том же Эшмолеане, - когда я проходил через совершенно пустой зал фарфора и керамики (ну, кому нужны фарфор и керамика?), из-за дальнего стеклянного шкафа донесся голос ребенка, скрытого бесконечными тарелочками-с-пастушками... тонкий голос с очень, очень знакомой интонацией: "Mummy... MUMMY!" - Дожидаться вопроса "Are you my mummy?" я не стал и сбежал.
И Бленхейм. Пока я раскачивался, о нем уже написала - с фотографиями, конечно же, - sea_mammal, поэтому вы сначала к ней загляните.
Гравий и зелень в Бленхейме как-то очень четко разделены. Гравий (немаленькая и довольно плотно забитая автостоянка, а также дорожки и внутренние дворы) столь же мрачен и безотраден, как песчаник, из которого построен дворец; деревья, и те в кадках. Зелень постепенно вступает в свои права, и жухлая травка, на которой играют в крикет, постепенно становится одним из самых чудесных парков, которые я в жизни своей видел.




Дворец как дворец. Выстроен Джоном Черчиллем, герцогом Мальборо (см. "Барочный цикл" и "Стакан воды"), и его супругой, Сарой Дженнигс, леди Черчилль (см. опять же "Стакан воды", хотя героиня Демидовой совершенно внешне не похожа - не знаю, как характером; а женщина была, по всему судя, сильная и несчастная). Обновлен девятым герцогом на деньги супруги, Консуэло Вандербильт, которая довольно быстро с супругом разъехалась, много позже развелась, но с семейством Черчиллей сохраняла прекрасные отношения, в милым Винни - в частности. Внутри - как обычно, очень много мебели и гобеленов (на одном изображена копытная собака, бегущая вдоль Бленхеймской битвы и поражающая воображение не меньше оксфордской капибары), портрет Короля-Солнце (авторская копия того, что висит в Лувре, выполненная по личному заказу первого герцога: Джон Черчилль уважал достойного противника), библиотека, в которой, кажется, нет книг младше 1920-х годов (то есть, они есть, конечно, только в тех комнатах, куда туристам хода нет) и собрание сочинений Тургенева стоит недалеко от собрания сочинений Стивеннсона (Р.Л.), комплекты "Vanity Fair" девяностолетней давности переплетены в кожу, а завершается зал отчего-то многотрубным органом, отчего-то вполне уместным. Посетителям показывают ту самую комнату (целомудренно затененную), где родился сэр Уинстон, и ту колыбельку, в которой он леживал. Время от времени на стенах появляются его старательные акварели - очень милые и в своем дилетантстве.
А снаружи - как я уже сказал, зелень понемногу берет своё. Сначала - миниатюрный лабиринт, статуи и сфинксы. Мы посмотрели-посмотрели, подумали и решили, что лабиринт, судя по высоте кустиков, предназначался для пойманных в саду фейри ("There are fairies at the bottom of our garden!.."); несомненно! - а цепи из холодного железа, развешанные по периметру, не давали им сбежать.




А дальше и начинается чудо. Парк разбит при четвертом герцоге силами Bloody Stupid Johnson'a Capability Brown'a, который доказал, что прозвище ему дано не зря. Главное, главное ощущение от Бленхеймского парка - покой и простор (даже при том, что на иные лужайки и не зайти: закрыто для туристов, а впрочем, просматривается насквозь). Немалое количество туристов так распределяется по аллейкам, что можно идти и идти и лишь на какой-то дальней гряде увидеть других людей с фотоаппаратами.



На развилках нужно обязательно сворачивать. В дыры в живой изгороди - залазить, потому что это не случайные дыры, а специально устроенные, внутри же, под сводами, зеленая темнота.



А еще - там очень хорошо сидеть на лавочках. И, наверное, ловить рыбу. И рисовать. И жить, если не как Уинстон Спенсер Ч., то уж как Бертрам Уилберфорс В. - точно.
Вот тут, например:



Лавочки, кстати сказать, стоят в очень точно подобранных местах: с каждой из них вид на озеро - немного другой.




А за озером - вернее, после озера, но на том же берегу, что и дворец - расположен небольшой, очень японский по виду каскад того самого Способного Брауна. На туристов искоса смотрит цапля.



Вскоре и начинается Faery. Сначала - всего лишь розарий (как будто в Бленхейме что-то может быть "всего лишь"!), напомнивший, конечно, и о раннем увлечении лорда Эмсворта, и о "саде, где цветы говорили". (Роза по имени "Peace" стояла увядшая. Символический урок Даниилу Андрееву: так будет с каждой Розой Мира.)



...а потом - прудик и запретная лужайка...



...и наконец - Тайный Сад, Secret Garden, совсем небольшой, но с такими вьющимися тропинками, что, когда до выхода оставалось два шага, я был совершенно уверен, что заблудился.
Теперь я лучше понимаю, почему викторианские фейри были именно такими и отчего Алиса так рвалась в садик-за-дверцей (чем на самом деле оборачивается визит в Волшебную ли Страну, в Страну ли Чудес - другой вопрос).




И мы возвращаемся ко дворцу.



Когда мы уезжали, паровозик, на котором можно доехать до большого садового лабиринта, уже отдыхал. Так мы и не повидали большой лабиринт. Но я уже, кажется, говорил как-то раз, что все мои поездки последних лет - это рекогносцировка на местности: куда обязательно нужно вернуться.

Окончание (наконец-то!) следует.
Tags: private
Subscribe

  • Current mood

    Сова-Диоген. Чувствую себя совой-Диогеном.

  • Усе ближче

    Отут можна послухати мою вчорашню розмову з Оленою Гусейновою про антологію "Крім "Кобзаря"", яка - нагадую - має вийти до кінця весни.

  • Офіційно

    В середу, 7 квітня, о 12.10, на радіо «Культура» в програмі «Пряма мова» ми з Оленою Гусейновою говоритимемо про мою книжку, що вже за півтора…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments

  • Current mood

    Сова-Диоген. Чувствую себя совой-Диогеном.

  • Усе ближче

    Отут можна послухати мою вчорашню розмову з Оленою Гусейновою про антологію "Крім "Кобзаря"", яка - нагадую - має вийти до кінця весни.

  • Офіційно

    В середу, 7 квітня, о 12.10, на радіо «Культура» в програмі «Пряма мова» ми з Оленою Гусейновою говоритимемо про мою книжку, що вже за півтора…